Темная сторона материнства: детоубийство как следствие «конкуренции» нейронных сетей мозга
Физиология

Жестокое обращение с детьми – серьезная социальная проблема, и она, безусловно, должна иметь биологические истоки. Недавно ученые нашли у мышей физиологическую систему, отвечающую за агрессию против своего потомства

Почти у всех млекопитающих детеныши очень уязвимы, и их выживание зависит от заботы родителей, в первую очередь матери. Поэтому в процессе эволюции у животных развился набор устойчивых и стереотипных материнских моделей поведения, согласно которым матери кормят, чистят, согревают и защищают своих детей.

Но бывают и исключения. Иногда самки млекопитающих не заботятся о своих детях, а иногда даже съедают их. Молодые самки, которые еще не стали матерями, нередко относятся враждебно к детенышам своего вида, вплоть до убийства.

До недавних пор детоубийство считалось редким патологическим поведением, но оказалось, что это далеко не так: оно оказалось характерным для трети (!) из 289 исследованных видов млекопитающих. Сейчас ученые сходятся во мнении, что такое поведение носит адаптивный характер и может способствовать повышению репродуктивного успеха особи. К примеру, бездетная самка убивает чужих детенышей, чтобы сохранить скудные запасы пищи для своего будущего потомства.

Ученые из Медицинского центра Langone Health при Нью-Йоркском университете выдвинули гипотезу, что материнское поведение и детоубийство реализуется через разные, конкурирующие между собой нейронные цепи в головном мозге. Чтобы определить их, они провели ряд экспериментов на девственных и кормящих самках лабораторных мышей.

Целью ученых стали несколько участков мозга, связанных с медиальной преоптической областью гипоталамуса (MPOA), которая, как известно, опосредует материнское поведение. А ключевые клеточные популяции этой области состоят из нейронов MPOAESR1, продуцирующих белок ESR1 – один из двух основных рецепторов женского полового гормона эстрогена.

Экспериментаторы искусственно стимулировали эти участки мозга у мышей с помощью методов оптогенетики, чтобы определить, какая из них заставляет атаковать детенышей. В области под названием ядро ложа терминальной полоски они обнаружили клетки BNSTprESR1, также производящие ESR1. Оказалось, что именно их активация подавляла материнское поведение и индуцировала детоубийство собственных детенышей даже у кормящих самок.

Функции разных нейронов, продуцирующих рецептор эстрогена ESR1, были подтверждены экспериментально. Блокировка активности нейронов BNSTprESR1 предотвращала убийство мышат, тогда как прекращение работы нейронов MPOAESR1, напротив, вызывало атаку самок в отношении детенышей.

В случае BNSTprESR1 и MPOAESR1 основным нейромедиатором, передающим сигналы между нервными клетками, оказалась гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) – основной тормозной нейромедиатор центральной нервной системы. Ученые доказали, что нейроны BNSTprESR1 и MPOAESR1 взаимно тормозят друг друга. Они также выяснили, как активность в этих мозговых структурах меняется при наступлении материнства. У девственных самок мышей наблюдалась высокая активность области BNSTprESR1, которая подавляет активность MPOAESR1. После рождения мышат происходит обратный процесс.

Пока речь шла о мышах, но аналогичные области мозга имеются и у людей. По мнению авторов работы, они могут играть сходную роль в формировании материнского поведения. Возможно, именно здесь можно найти ключ к пониманию механизмов жестокого обращения с детьми и оценить возможность терапевтической коррекции такой поведенческой модели.

Пока же ученые планируют изучить особенности работы этих нейронных сетей у самцов мышей, а также найти способы их «выключения» без применения инвазивных методов.

Фото: https://www.publicdomainpictures.net