Гены наркомании
Гиппокамп крысы. Зеленым окрашен специфический маркер ядер нейронов NeuN, синим (краситель DAPI) - ДНК ядер всех клеток, красным – белок миелиновой оболочки (указывает на аксоны нейрона). Изображение EnCor Biotechnology Inc

Гены наркомании

Далеко не каждый человек, когда-либо употреблявший наркотики, становится наркоманом. Одни могут попробовать несколько раз и больше к этому не возвращаться, другие попадают в сильную зависимость с первой дозы; одни зависимые от наркотиков относительно легко расстаются со своей привычкой, другие возвращаются к ней вновь и вновь. Причины этих различий не вполне ясны, хотя понятно, что затронуты и социальные факторы, и генетические. Но разделить их, понять, где причина, а где следствие, очень трудно. Поэтому для определения вклада генетических факторов в развитие аддикций (зависимостей) необходимы животные модели

Более двух десятилетий назад было показано, что крысы, как и люди, имеют разную склонность к развитию зависимости от наркотиков, в частности, от стимулятора амфетамина, увеличивающего выброс нейромедиаторов дофамина и норадреналина. Оказалось, что большую склонность к развитию амфетаминовой зависимости проявляли крысы, которые более бурно реагировали на их помещение в новую обстановку. Выяснилось, что у этих крыс повышен уровень гормона стресса кортикостерона, кортикостероновый ответ на стресс протекает более длительно и повышена индуцированная стрессом активность дофаминовых нейронов. Ученые предположили, что такая картина может привести к сенсибилизации, то есть, повышенной чувствительности системы вознаграждения, за которую отвечает дофамин, и это делает особь более уязвимой к развитию зависимости от веществ, повышающих выброс дофамина.

Исследователи из университета Мичигана и университета Алабамы, основываясь на поведенческих признаках склонности крыс к наркомании, вывели две линии животных – с высокой склонностью к аддикциям и с низкой. Поведение крыс первой группы было более импульсивным и агрессивным по сравнению с животными, более равнодушными к наркотикам, чем-то похожим на поведение наркоманов-людей. На этот раз крысам предлагали стимулятор кокаин, действующий на дофаминовую, серотониновую и адреналиновую системы.

STED-микроскопия. Клетки окрашены фаллоидином – маркером актиновых филаментов

Выяснилось, что линии крыс различаются уровнем экспрессии двух белков. Это фактор роста фибробластов, необходимый для роста и дифференцировки нейронов и участвующий в процессах нейропластичности, и дофаминовый рецептор D2. У крыс, склонных к зависимости от наркотика, и до эксперимента и когда животные уже стали зависимыми от кокаина, уровень экспрессии фактора роста фибробластов был выше, чем у животных, предпочитающих «здоровый образ жизни». Одновременно у крыс-наркоманов был низким уровень связывания с фактором роста фибробластов эпигенетического маркера H3K9me3, работающего «тормозом» считывания с ДНК соответствующей РНК.

Уровень экспрессии D2 рецептора дофамина у крыс, склонных к наркомании, был исходно, напротив, ниже, чем у крыс, более равнодушных к наркотику, а уровень связывания H3K9me3 с D2 – наоборот, выше. Правда, после развития зависимости эти различия между линиями крыс исчезли. Но, возможно, развитие кокаиновой наркомании частично обусловлено эпигенетическими модификациями, приводящими к снижению уровня дофаминового рецептора D2. С другой стороны, более высокий уровень фактора роста фибробластов может служить защитой от развития кокаиновой наркомании.

Пока ученые продолжают исследования механизмов найденных закономерностей. Потенциально это знание может помочь научиться корректировать «неправильные» варианты. Также обе молекулы – фактор роста фибробластов и дофаминовый рецептор -могут потенциально стать маркерами восприимчивости к зависимости от наркотиков – как минимум у крыс, а возможно, и у людей.

Фото: https://en.wikipedia.org и https://en.wikipedia.org