Иглоукалывание встает на научный фундамент?
Медицина
Иглоукалывание. Японская акварель

Иглоукалывание встает на научный фундамент?

История иглоукалывания – очень популярного приема традиционной китайской медицины – насчитывает тысячелетия. Однако ее биологическая основа практически не изучена. И вот недавно в опытах на лабораторных мышах удалось наконец выяснить, что может скрываться под акупунктурной точкой, на которую воздействуют при купировании воспаления

Иглоукалывание, или акупунктура, представляет собой стимуляцию особых точек на теле с помощью тонких игл, которые вводят в кожу и подлежащие ткани. На древнем Востоке считали, что такая процедура влияет на поток жизненной силы ци в так называемых энергетических меридианах. Современная медицинская наука скептически относится к методу, механизм действия которого неизвестен, а эффективность не подтверждена объективными экспериментальными и клиническими данными.

Тем не менее в последние десятилетия акупунктура все чаще используется в западной медицине для лечения воспаления. Считается, что механическая стимуляция определенных точек на теле запускает передачу нервных сигналов, которые и изменяют работу разных органов.

В 2014 г. исследователи из США и Мексики выяснили, что использование электроакупунктуры (современной «электрической» версии традиционного иглоукалывания) для стимуляции седалищного нерва снижает у лабораторных мышей уровень системного воспаления. Происходит это в несколько этапов. Сначала активируется блуждающий нерв, который опосредует синтез в надпочечниках биологически активного вещества дофамина. В свою очередь дофамин, действуя через рецепторы типа D1, подавляет выработку цитокинов – молекул, провоцирующих воспаление.

Ученые из Китая и США обнаружили, что противовоспалительное действие электроакупунктуры наблюдается при воздействии на задние конечности мышей, но не на область живота, и предположили, что за это может отвечать какая-то специфическая группа нейронов. И недавно они провели новую серию экспериментов на мышах для проверки этой гипотезы.

Исследователи идентифицировали небольшое подмножество сенсорных нейронов, характеризующихся наличием рецепторов PROKR2Cre, причем в тканях задней конечности таких нервных клеток было в 3–4 раза больше, чем в животе. Затем ученые получили мышей, у которых подобные нейроны отсутствуют, и выяснили, что электроакупунктура в этом случае не работает как противовоспалительное.

В еще одном эксперименте исследователи напрямую стимулировали нейроны с рецепторами PROKR2Cre с помощью метода оптогенетики и наблюдали эффект, аналогичный электроакупунктуре.

Таким образом, благодаря этим результатам ученым удалось дать нейроанатомическое объяснение избирательности и специфичности этой акупунктурной точки. Другими словами, они смогли объяснить, где конкретно она находится и какой должна быть интенсивность воздействия для достижения терапевтического эффекта.

Пока исследование проводилось только на мышах – следующим шагом планируется тестирование электроакупунктуры на больных с воспалительными процессами. В частности, исследовательскую группу интересует так называемый цитокиновый шторм – тяжелое системное воспаление, которое может развиваться при ряде инфекций, включая COVID-19, а также на фоне некоторых видов терапии рака.

Ученые надеются, что их работа продвинет научное понимание действия акупунктуры, и этот древний метод лечения по праву займет свое место в современной медицинской практике.