Органы слуха и равновесия – еще одна мишень для COVID-19
Медицина
Внутреннее ухо

Органы слуха и равновесия – еще одна мишень для COVID-19

Многие больные COVID-19 жалуются на проблемы с работой не только органов вкуса и обоняния, но и слуха, а также с равновесием. Последнее означает, что вирус SARS-CoV-2 может инфицировать внутреннее ухо, и недавние исследования это подтвердили

Вирусные инфекции – частая причина снижения слуха и нарушений работы вестибулярного аппарата. Многие вирусы, включая вирус простого герпеса, ветряной оспы и обычного гриппа, могут поражать структуры внутреннего уха, отвечающие за слух и равновесие. При этом вирусы могут либо прямо воздействовать на клетки, вызывая их повреждение, либо опосредованно – через воспаление, связанное с чрезмерной активацией иммунной системы.

Коронавирусы, вызывающие обычные ОРВИ, также служат частой причиной воспаления среднего уха, но их роль в патологии внутреннего уха систематически не изучалась. То же самое можно сказать и в отношении SARS-CoV-2.

Этот пробел решили заполнить исследователи из США, занимающиеся проблемой вирусных поражений внутреннего уха человека. Чтобы понять причину нарушения слуха, появления шума в ушах и головокружений у пациентов с COVID-19, они изучили воздействие вируса SARS-CoV-2 на структуры внутреннего уха, используя образцы тканей, взятые при операциях, а также клеточные модели.

Чтобы создать такие модели, клетки кожи человека сначала «вернули в детство», превратив их в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, а потом «подтолкнули» к дифференцировке в несколько типов клеток внутреннего уха. Затем их культивировали либо обычным образом – в виде плоского слоя, либо в виде трехмерных органоидов.

С помощью такого подхода исследователи экспериментально доказали, что два типа клеток внутреннего уха особенно уязвимы перед SARS-CoV-2: у них имеется белок-рецептор ACE2 и два фермента-«помощника», которые вирус использует для заражения. Главными «мишенями» для SARS-CoV-2 оказались слуховые волосковые клетки, принимающие звуковые сигналы, и вестибулярные волосковые, участвующие в поддержании равновесия. Также уязвимыми, хотя и в меньшей степени, оказались шванновские клетки, образующие оболочки длинных отростков нейронов, по которым в мозг поступает нервный импульс от слухового анализатора.

Чувствительные волосковые клетки (розовым цветом) ушной улитки – слуховой части внутреннего уха, воспринимающей и распознающей звуки, – у новорожденного мышонка

Эти результаты были подтверждены обследованием 10 больных COVID-19: симптомы поражения внутреннего уха (шум в ушах, головокружение, снижение слуха разной степени) у них соответствовали повреждению волосковых клеток. У двоих из этих пациентов слух впоследствии восстановился.

Проникнуть в ухо вирус может разными путями. Например, через евстахиеву трубу – канал, соединяющий полость среднего уха с носоглоткой, либо через область выхода из носа обонятельных нервов. А может сначала попасть в мозг и инфицировать черепные нервы, среди которых есть и те, что иннервируют внутреннее ухо.

Таким образом, проблемы со слухом и равновесием у больных COVID-19 могут быть вызваны непосредственным инфицированием внутреннего уха. Однако как часто встречается такая патология, пока неясно. Ведь снижение слуха и шум в ушах – довольно распространенная патология, а многих ковидных больных волнуют гораздо более серьезные проблемы со здоровьем.

Фото: https://www.flickr.com и https://commons.wikimedia.org