Интенсивные физические упражнения не помогут похудеть
Физиология
© CC BY 2.0/ David Stewart, https://homegets.com/

Интенсивные физические упражнения не помогут похудеть

Физические нагрузки полезны для физического и психического здоровья, но зачастую люди идут в спортзал с одной целью – похудеть. И не достигают желаемого. Причины такого эффекта в принципе понятны, а сейчас исследователи изучили физиологические механизмы, лежащие в его основе

Влияние физических нагрузок на снижение веса зачастую оказывается значительно меньше, чем то, что было теоретически предсказано исходя из подсчетов расхода энергии. Считается, что это является результатом компенсаторного снижения энерготрат на другие процессы, включая теплопродукцию (термогенез) и другую физическую активность, в том числе бессознательные и непроизвольные движения (non-exercise physical activity, NEPA). И может так оказаться, что в результате этой компенсаторной реакции человек при повышенных физических нагрузках в целом тратит энергии даже меньше, чем в обычной жизни.

При этом проводить исследования этого феномена на людях сложно. Во-первых, нужно постоянно мониторить показатели внутренней температуры тела как индикатора термогенеза, а во-вторых – компенсаторные реакции очень вариабельны и могут значительно различаться у разных людей.

Японские ученые использовали в своем исследовании три группы лабораторных мышей, из которых одна группа служила контролем, а две другие «отправились» на тренировку – бегали полчаса в умеренном/энергичном темпе. С помощью имплантированного внутрибрюшинного датчика ученые отслеживали показатели NEPA и внутреннюю температуру тела мышей в течение 2 дней до и 3 дней после пробежки.

В группе, занимавшейся быстрым бегом, уже на следующий день после тренировки значительно снизились показатели как NEPA, так и температуры тела (хотя никаких изменений в рационе при этом не наблюдалось), а также было выявлено нарушение синхронности между этими показателями. А главное – была обнаружена положительная связь между NEPA и уровнем в крови кортикостерона, гормона стресса.

Известно, что кортикостерон регулирует уровень физической и умственной активности: гормон вырабатывается в соответствии с циркадным (суточным) ритмом – его уровень перед сном снижается и достигает пика после пробуждения. Однако, судя по результатам эксперимента, даже один сеанс высокоинтенсивных упражнений нарушает этот циркадный ритм. Относительно низкий уровень кортикостерона после пробуждения может приводить к снижению температуры тела и обычной физической активности, а в итоге – к увеличению массы тела.

Интересно, у животных, которые бегали с умеренной скоростью, показатель NEPA не снижался. Это означает, что речь идет не о линейной зависимости – существует порог физической или метаболической нагрузки, после которого эти значения падают.

Полученные результаты подтверждают мнение, что интенсивные физические упражнения могут вызывать чрезмерные физиологические реакции, снижающие их полезный эффект. В этом смысле снижение NEPA в результате интенсивных физических упражнений настораживает, поскольку известно, что низкие уровни этого показателя связаны с ухудшением когнитивных функций и повышенным риском деменции.

Сейчас появляется все больше данных, которые свидетельствуют, что для улучшения здоровья, особенно умственного, оптимальны упражнения небольшой интенсивности. С другой стороны, есть доказательства, что регулярные физические нагрузки, повышающие аэробные возможности, могут в конце концов привести к увеличению уровня NEPA.

В практическом плане речь идет о том, что нужно найти какой-то легко измеряемый биологический маркер уровня физической активности, не связанной с упражнениями, чтобы подобрать оптимальную программу тренировки для конкретного человека. Исследователи считают, что их животная модель поможет в поисках таких потенциальных биомаркеров, роль которых может играть один или несколько из множества нейромодуляторов, регулирующих нейроэндокринные механизмы компенсаторных реакций.

Публикации по теме:

«Секрет продления жизни в том, чтобы ее не укорачивать»

Проблемы и секреты марафонца

Активный досуг защитит от старческого слабоумия