• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
3876
«Интересная» болезнь под кодом «6C72»
Биология

«Интересная» болезнь под кодом «6C72»

Гиперсексуальность – избыточное, часто неконтролируемое половое влечение, присуща 8% мужчин и 3% женщин. Среди них – звезда «Секретных материалов» Дэвид Духовны, который даже лечился от сексуальной зависимости, и британская актриса и одна из самых высокооплачиваемых супермоделей Кейт Мосс. О том, является ли такое состояние патологией, специалисты спорили до недавнего времени. Наконец, в 2019 г. ВОЗ внесла компульсивное расстройство сексуального поведения в Международную классификацию болезней под кодом «6C72». А недавно группа шведских и швейцарских ученых выяснила, что этот недуг, нередко приводящий к изнасилованиям, вызывается нарушениями работы гормона окситоцина

Как и когда «работает» окситоцин:

Любовь с первого взгляда

Окситоцин вызывает схватки во время родов, стимулирует рефлекс выделения молока и способствует лактации при грудном вскармливании. Мощный выброс окситоцина во время родов вызывает всплеск положительных эмоций, которые формируют основу материнской любви.

От оргазма до моногамии

Окситоцин выделяется при половом контакте и оргазме у мужчин и, в большей степени, у женщин. Причем, как показали американские исследователи четверть века назад, оргазм при мастурбации не является исключением. Вызывая чувство удовлетворения и спокойствия рядом с партнером, окситоцин служит основой моногамных отношений. 

Химия социума

Чем больше в крови человека окситоцина, тем выше уровень его сострадания и эмпатии, готовности доверять и помогать незнакомым людям. Другими словами, уровень окситоцина напрямую связан с поведением, которое мы называем моральным. 

Лабиринты гиперсексуальности

Феномен чрезмерного сексуального влечения не только хорошо известен, но и нашел отражение в литературе (вспомним хотя бы Казанову и Синюю бороду) и даже неплохо изучен. Так, известно, что он может быть связан с изменениями в работе нейроэндокринных механизмов, например, дофаминергической системы: нейромедиатор дофамин служит одним из главных стимуляторов центра удовольствия и в больших количествах выделяется при сексуальных контактах, приеме вкусной пищи и других «приятных» действиях. В формировании этого расстройства также участвуют системы головного мозга, отвечающие за вознаграждение и подкрепление (миндалина, гиппокамп и др.). Однако механизм его возникновения до сих пор детально не исследован, в том числе генетиками.


Заинтересовавшись генетической «подоплекой» формирования гиперсексуальности, группа ученых из Швеции и Швейцарии изучили несколько десятков образцов крови здоровых и больных людей. При этом они обратили внимание не на отдельные генные мутации, а на так называемые эпигенетические модификации. Что это такое? Как мы знаем, при мутациях меняется структура гена, его нуклеотидная последовательность. В случае эпигенетической модификации меняется лишь генная активность. Это происходит, к примеру, при присоединении к определенным нуклеотидам метильной группы (-CH3). Как бревно на железнодорожных путях препятствует движению поезда, метильная группа блокирует считывание генетической информации, мешая белкам контактировать с ДНК. А при метилировании стартового участка ген просто «выключится». 

В нашем случае исследователи проанализировали в образцах почти 9 тыс. областей ДНК, подвергшихся метилированию. В результате они обнаружили, что гиперсексуальность связана с падением уровня синтеза особой молекулы – микроРНК-4456, и происходит это из-за метилирования областей генома, в которых она закодирована. 

Известно, что микроРНК-4456 регулирует работу нескольких генов, которые «работают» преимущественно в клетках мозга. В том числе она подавляет сигнальный путь, через который реализуется действие гормона окситоцина, играющего важную роль в регуляции полового взаимодействия. По-видимому, именно в результате утраты этого сдерживающего влияния у «Казанов» возникает неконтролируемое половое влечение. В этом случае можно также ожидать повышение уровня самого гормона, но в данном исследовании он не измерялся.

Открытие неожиданного «надгеномного» механизма возникновения гиперсексуальности открывает новые возможности для ее лечения. Оно включает не только психотерапевтическую и лекарственную коррекцию активности окситоцина в организме – ведь и само метилирование ДНК в принципе обратимо.

Фото: https://www.maxpixel.net

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!