Что мы знаем и чего не знаем о теломерах – «счетчиках жизни»?
Медицина
У бурозубки иберийской на разных концах хромосом теломеры (окрашены в красный цвет) значительно различаются. По: (Zhdanova et al., 2007)

Что мы знаем и чего не знаем о теломерах – «счетчиках жизни»?

Теломеры – концевые районы хромосом, играющие роль «защитных колпачков». Широкий интерес к ним вызван появлением теории, согласно которой клеточное старение является следствием укорочения теломер с возрастом

У идентичных близнецов теломеры одинаковые?

Размер теломер может отличаться на разных плечах одной хромосомы, в разных клетках, тканях и органах, у близнецов, у разных индивидов, у разных видов. С чем такая изменчивость связана и каково ее функциональное значение, до сих пор непонятно.

У кого теломеры длиннее – у мыши или слона?

У слона она составляет всего 14 тыс. пар нуклеотидов, а у некоторых линий лабораторных мышей – в 10 раз больше. Есть мнение, что это связано с имеющимся у крупных организмов механизмом защиты от рака.

Чем старее – тем короче? Или нет?

Зависимость размера теломер от возраста не универсальна: у разных организмов (а иногда и у одного и того же организма) их длина может со временем уменьшаться или расти, а у многих такой зависимости вообще нет.

Фермент теломераза – это белок?

Теломераза – красивый пример комплекса белка и РНК – родственника ДНК, «древней» молекулы, которая исполняет в клетке самые разные функции. В нашем случае белок играет роль фермента, а РНК служит матрицей для сборки теломеры.

Не только возраст виноват?

Дефекты двух генов человека (SETX и ATM) ведут к развитию нейродегенеративных заболеваний, связанным с ускоренным укорочением теломер. Именно эти гены кодируют белки, которые поддерживают длину теломер у долгоживущих летучих мышей.

Секс или жизнь?

Окислительный стресс и голод, который испытывают самцы подвязочного ужа во время брачного сезона, повреждает ДНК, а энергия, которая могла бы быть потрачена на ее «ремонт», тратится на охоту за самкой. Поэтому они живут меньше самок и быстрее старятся.

Хочешь жить долго – медитируй!

По мнению генетика Э. Блэкберн, получившей Нобелевскую премию за исследования механизмов старения клеток и открытие теломеразы, медитативные техники оказывают положительное влияние на длину теломерных участков и активности этого фермента.