Как британские лисы сами себя одомашнивают
Лисица, встреченная недалеко от Кройдона (Лондон, Великобритания)

Как британские лисы сами себя одомашнивают

При поиске «домашние лисы» Гугл выдает свыше 1,8 млн ссылок. Это – «побочный» результат уникального эволюционного эксперимента новосибирских генетиков: сегодня получившие мировую известность одомашненные лисицы сибирской селекции живут у любителей животных в разных странах. И, похоже, подобный эксперимент решила повторить сама природа – рыжие лисицы, которые начали селиться в городах Великобритании в последнее столетие, приобретают все больше черт одомашненных животных, как у их ручных серебристо-черных «родственников»

Знаменитый эксперимент по доместикации серебристо-черной лисицы, начавшийся в новосибирском Академгородке под руководством генетика-эволюциониста Д. К. Беляева около 60 лет назад, продолжается и поныне. По своей длительности, масштабу (свыше 60 тыс. экспериментальных животных!) и полученным результатам он не имеет себе равных не только в эволюционной биологии, но и в мировой научной практике.

Новосибирским генетикам удалось за несколько десятилетий проследить ход самого раннего этапа одомашнивания в условиях действия отбора по поведению, конкретнее – на терпимость к человеку. Выяснилось, что генетическое преобразование поведения лисиц влечет за собой сопутствующие изменения в морфологии и физиологии, сходные с теми, что произошли в свое время у собак и других домашних животных. Как писал сам Беляев, «Доместикация подобна катаклизму. В ее условиях взрыв формообразования и направление по новым путям происходят благодаря тому, что расшатываются гомеостатические системы, созданные предшествующей эволюцией, и из запасов мобилизационного резерва извлекаются глубоко запрятанные формы генетического материала (дремлющие гены)».

Речь идет о так называемом «синдроме одомашнивания» – комплексе внешних и внутренних признаков, крайне редко встречающихся у диких родственников домашних животных. Например, белые пятна на разных участках тела («звездочки» на лбу, «чулочки» на лапах), висячие уши, хвосты-«бублики», укороченные морды и другие «детские» черты во внешнем виде, а также в поведении одомашненных животных. Одомашненные лисицы даже начали лаять!

Собачий хвост, пегость, короткие лапы и еще целый ряд внешних признаков отличают доместицированных лисиц от их диких сородичей. Фото В. Коваля (Новосибирск)

Именно уникальный сибирский эксперимент по одомашниванию лисиц вспомнился исследователю К. Парсонсу из Университета Глазго, когда он увидел коллекцию черепов рыжей лисицы (Vulpes vulpes) в Национальном музее Шотландии. Эти животные за последнее столетие стали частыми гостями в городах Великобритании, таких как Бирмингем, Глазго и даже Лондон, причем популяции рыжих и хвостатых «горожан» существуют достаточно независимо от диких. Встречая таких лис на улицах Глазго, Парсонс поражался их явному бесстрашию.

Чтобы узнать, как повлиял городской образ жизни на эволюцию лисиц, ученый и его коллеги проанализировали строение более сотни черепов взрослых лисиц, самцов и самок, из огромной коллекции, подавляющая часть которой была собрана в 1971–1973 гг. в Лондоне и прилегающей сельской местности.

Оказалось, что среда обитания действительно повлияла на форму лисьего черепа, и эти изменения в первую очередь касались длины морды: «городские» животные имели заметно более короткие и широкие морды и меньший объем мозга, чем их сельские собратья. Они также отличались менее выраженными различиями между полами.

Все эти изменения типичны для синдрома одомашнивания. С другой стороны, изменения в структуре черепа касались мест прикрепления определенных мышц, поэтому могли быть вызваны сменой питания. Ведь в городе лиса по большей части кормится пищевыми отходами человека; в частности, ей приходится часто грызть кости, для чего нужны сильные челюсти, а это как раз и достигается укорочением некоторых костей черепа. В природе лисе «удобнее» удлиненная морда, позволяющая быстро смыкать челюсти при охоте.

Лисица, встреченная недалеко от Кройдона (Лондон, Великобритания)

В любом случае назвать британских городских лисиц одомашненными пока нельзя, хотя им, как и первым собакам, удалось преодолеть страх, чтобы подобраться достаточно близко к нашим помойкам. Интересно, что судя по археологическим находкам, лисиц неоднократно начинали приручать еще в ранних фермерских общинах по всему миру, но этот процесс почему-то каждый раз останавливался. Сегодняшнее проживание «бок о бок» с людьми и отбор животных на толерантность к человеку и устойчивость к стрессу может стать триггером глубоких генетических и физиологических изменений и вновь запустить процесс одомашнивания.

Фото: https://www.geograph.org и https://www.geograph.org