Как и у людей, у пятнистых гиен «президенты» побеждают благодаря поддержке «своего» большинства
Пятнистые гиены (Crocuta crocuta), ЮАР

Для большинства видов животных характерно доминирование одного пола (обычно мужского) над другим. Это отражается на видовых репродуктивных стратегиях, влияя на такие эволюционно значимые явления, как половой отбор и половой конфликт. До последнего времени считалось, что подобное доминирование является закономерным следствием разницы в мускульной силе и агрессивности животных. Однако последние исследования пятнистых гиен говорят о том, что это совершенно необязательно

Ученые из Института зоологии и дикой природы Ассоциации Лейбница (Германия) и Университета де Монпелье (Франция) в течение 21 года изучали пятнистых гиен, обитающих в огромной вулканической кальдере Нгоронгоро в Танзании. У этих плотоядных животных с ярко выраженной социальной иерархией откровенно процветает «матриархат»: социальный статус самок обычно намного выше, и главенствует над группой (кланом) также, как правило, самка.

Такое положение дел до недавних пор объяснялось выраженной «мужественностью» слабого пола. Самки гиен имеют не только больший по сравнению с самцами вес тела, но и заметно маскулинизированные гениталии (так называемые «псевдо-пенис» и «псевдо-мошонку»). Но все же, похоже, определяющую роль в доминировании самок у этого вида играют особенности не анатомии и физиологии, а социальной жизни особей.

Дело в том, что у гиен крайне развиты «родственные чувства»: любая особь в первую очередь «дружит» с особями из своего клана, и в случае конфликта оказывает «своим» поддержку. При этом 85% самцов и только 1,5% самок в какой-то период своей жизни покидают родной клан и переходят в другой, либо создают новый. В результате часто складывается ситуация, когда в клане много «своих» самок и «чужих» самцов-«иммигрантов», утерявших свои социальные связи.

За два десятилетия наблюдений за гиенами ученые наблюдали и проанализировали результаты более 4 тыс. эпизодов взаимодействий между 748 гиенами из восьми разных кланов. Эти взаимодействия можно было поделить на несколько типов: между двумя особями из разных кланов, внутриклановое (между «своими»), «своего» с «иммигрантом», общение двух «иммигрантов», проживающих в одном, но не родном им клане.

Исследователи разработали алгоритм, с помощью которого можно было предсказать, кого из двух взаимодействующих гиен будет поддерживать каждый член группы, а с помощью статистических методов отделили влияние такой социальной поддержки от других факторов, вроде массы тела. Оказалось, что когда две гиены начинают выяснять отношения, побеждает та особь, которая может рассчитывать на большую поддержку от окружения, – независимо от ее пола, массы тела и уровня агрессивности.

Так что самки гиен имеют социальное преимущество просто потому, что у них поддержка от «своих» заведомо выше, так как в клане среди самцов обычно преобладают «иммигранты». Но если в клане будет много «своих» самцов, то представители обоих полов будут на равных.

Фото: https://www.flickr.com