• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
1708
«Министерская диета» с ограничением белка за счет углеводов благоприятно сказалась на здоровье мозга лабораторных мышей
Медицина

«Министерская диета» с ограничением белка за счет углеводов благоприятно сказалась на здоровье мозга лабораторных мышей

Споры о том, как правильно питаться, ведутся давно: кто-то считает более полезной низкоуглеводную диету, другие – высокожировую, третьи высказываются в пользу низкобелковой. Все оппоненты сходятся лишь в одном: ограничение потребления калорий на 10-30% улучшает здоровье и продлевает жизнь. Доказательства этому тезису были получены в экспериментах на животных, но и результаты исследований на людях, пусть и небольших, ему не противоречат. В новой работе на лабораторных мышах был протестирован еще один вариант соотношения белков, жиров и углеводов в рационе и его влияние на функционирование мозга

В биологии старения, занимающейся задачами увеличения продолжительности жизни человека и продления активной жизни в старости, важная роль отведена разработке принципов питания, позволяющих нам жить дольше и лучше. На сегодня мы точно знаем, что ограничение питания (потребленных калорий) положительно отражается на работе центральной нервной системы, замедляя или предотвращая развитие нейродегенеративных заболеваний. Как известно, у человека подобные возрастные патологии, такие как болезнь Альцгеймера, приводят к деменции (старческому слабоумию), эффективных способов лечения которой в настоящее время не существует.

Однако далеко не каждый в состоянии всю жизнь сознательно прожить в режиме «недоедания», поэтому ученые ищут альтернативные варианты. Ранее на мышах-моделях болезни Альцгеймера было показано, что ограничение в рационе белка тоже препятствует развитию нейродегенеративных заболеваний. Сейчас исследователи из Сиднейского университета (Австралия) сравнили показатели здоровья обычных животных, «посаженных» на «голодную» диету (минус 20% общего числа калорий), и мышей, наедающихся вдоволь пищей, в которой количество белка было снижено за счет повышения доли углеводов. 

Контрольной группе давали обычный корм с 19% белка. В экспериментальных группах уровень белка в пище варьировал от 5% до 15%. Животных кормили по таким схемам с трехмесячного возраста и до старости.

Известно, что при нейродегенеративных заболеваниях в первую очередь, как правило, страдает гиппокамп – область мозга, ответственная за обучение и память. С помощью поведенческих тестов исследователи оценили память и способность к обучению всех экспериментальных групп мышей по сравнению с контролем, а также проанализировали динамику этих показателей у каждого животного в течение его жизни. Кроме того, была проведена оценка экспрессии (активности) ряда генов в тканях гиппокампа животных «среднего» возраста и изучены некоторые другие показатели работы этого важнейшего отдела мозга. 

Оказалось, что и «голодающие» мыши, и мыши на низкобелковом (5–10%) рационе продемонстрировали одинаковые изменения экспрессии генов, связанных со старением головного мозга. В этих группах также возросла плотность дендритных шипиков – мембранных выростов на дендритах нейронов гиппокампа, участвующих в формировании памяти. При этом на когнитивные показатели мышей эти варианты диеты повлияли относительно слабо, хотя позитивная тенденция прослеживалась.

По мнению экспериментаторов, низкобелковый рацион с высоким содержанием углеводов может стать одним из ключей к здоровому старению головного мозга. Надо сказать, что подобной диеты придерживаются отличающиеся долголетием жители Окинавы и Средиземноморья: традиционная диета жителей Окинавы включает всего около 9% белков. 

Можно только добавить, что каждый россиянин имеет возможность пополнить свои личным опытом копилку научных знаний в этой области, если последует примеру одного из наших депутатов, который недавно провел эксперимент на себе, целый месяц питаясь в рамках российского прожиточного минимума (3,5 тыс. руб.). Будем надеяться, что ограниченная диета положительно отозвалась хотя бы на здоровье смелого экспериментатора, пусть и не на его когнитивных способностях, так как в течение всего периода он ощущал «упадок сил, рассеянность и раздражительность».

Фото: https://www.pexels.com 

Подготовила Мария Перепечаева

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!