Как запах становится воспоминанием
Физиология

Как запах становится воспоминанием

Запахи, как ничто другое, пробуждают воспоминания. Запах хвои и мандаринов у жителей России прочно ассоциируется с Новым годом, а аромат духов любимой девушки может мысленно унести на много лет назад… Как известно, еще североамериканские индейцы носили с собой набор веществ с сильным и характерным ароматом, и в минуты счастья вдыхали один из ароматов, чтобы удержать яркое воспоминание на всю жизнь. Факты не оспоришь, но вот глубинные механизмы формирования подобной реакции в головном мозге пока не до конца понятны

Обоняние – древнейший орган чувств. Запахи влияют на физическое и психическое состояние, что неудивительно, учитывая тесную функциональную связь «обонятельного мозга» с другими структурами головного мозга, например, с лимбической системой, ответственной за регуляцию эмоционально окрашенных поведенческих реакций.

В состав лимбической системы входит эволюционно древняя структура, имеющая отношение к обонятельному анализатору, – пириформная кора. Было известно, что эта область способна какое-то время хранить обонятельные воспоминания.

Хранение воспоминаний возможно благодаря явлению синаптической пластичности, когда меняется число и размер синапсов (контактов между нейронами или нейроном и эффекторной клеткой), количество рецепторов на постсинаптической мембране и т.п., что изменяет характер взаимодействия между нервными клетками. Нейробиологи из Рурского университета Бохума (Германия) попытались выяснить, может ли пириформная кора с помощью этого механизма обеспечить формирование долговременной памяти.

В качестве испытуемых были выбраны лабораторные крысы. Чтобы имитировать процесс запечатления обонятельного ощущения, исследователи стимулировали мозг животных электрическими импульсами, которые вызывают формирование долговременной памяти в гиппокампе – области мозга, играющей ключевую роль в процессах памяти. Использовались разные протоколы стимуляции, отличающиеся частотой и интенсивностью импульсов, однако с помощью этой методики не удалось вызвать изменения синаптической пластичности в пириформной коре крыс.

Тогда возникла гипотеза: может быть, пириформная кора нуждается в некоем «инструктаже»? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи стимулировали орбитофронтальную кору – участок префронтальной коры в лобных долях головного мозга, отвечающий за принятие решений, в том числе на основе обработки различных сенсорных стимулов, к которым относятся и запахи. На этот раз все получилось: такая стимуляция вызвала желаемое изменение в пириформной коре.

Таким образом, пириформная кора действительно может служить хранилищем долговременных воспоминаний, в том числе и «запаховых», но для этого она должна получить «свыше», от орбитофронтальной коры указание, какое событие нужно запомнить надолго.

Фото: https://pixabay.com