Бледные губы, покрасневшие глаза, отеки – надпись «инфекция» на нашем лице
Медицина
Один из потенциальных инфекционных агентов – кишечная палочка (Escherichia coli). Просвечивающая электронная микроскопия

Бледные губы, покрасневшие глаза, отеки – надпись «инфекция» на нашем лице

В современную эпоху антибиотиков и мощных противовирусных препаратов инфекционные заболевания стали представлять для человечества не такую опасность, как в предыдущие многие тысячи лет. Однако сведения о свирепых эпидемиях прошлого заставляют задуматься о том, как людям вообще удалось дожить до нынешних времен. Дело в том, что инфекциям подвержено буквально все живое, включая те же бактерии, и для борьбы с такими болезнями организмы со временем выработали защитные механизмы и стратегии. Например, многие животные ограничивают распространение заражения, избегая своих больных сородичей, и человек в процессе эволюции не утратил этой полезной способности.

Явные признаки инфекции, даже самые «безобидные», такие как чихание и кашель, обычно вызывают у нас отвращение и желание держаться от больного подальше. С точки зрения эволюции такое отношение правильно, так как уменьшает риск заразиться самому и подвергнуть опасности своих родных и близких. Но насколько хорошо люди способны различить на окружающих лицах неявные признаки заболевания, и что может служить в этом случае «сигналом опасности»?

Чтобы ответить на эти вопросы, ученые из Каролинского университета (Стокгольм, Швеция) недавно провели эксперимент с участием 16 молодых здоровых добровольцев европеоидной расы. У испытуемых была сымитирована острая фаза инфекционного заболевания с помощью стандартного метода – введения бактериальных липополисахаридов, содержащихся в клеточных мембранах бактерий. Попадая в организм человека, эти вещества не вызывают инфекционного процесса, но для иммунной системы они служат свидетельством «чужеродного» вторжения, и она реагирует соответственно. В течение нескольких часов после инъекции развиваются симптомы острой фазы заражения, которые затем бесследно проходят.

Испытуемым вводили липополисахариды кишечной палочки (Escherichia coli), и фотографировали их лица спустя два часа после инъекции. В это время явные симптомы болезненной реакции еще отсутствуют, но на молекулярном уровне процесс уже в самом разгаре, и самочувствие человека начинает ухудшаться. В качестве контроля были использованы фотографии тех же самых испытуемых, сделанные через два часа после укола плацебо (физиологического раствора).

Все фотографии демонстрировались другим участникам эксперимента, которые должны были оценить состояние здоровья человека на каждой фотографии. Оказалось, что в большинстве случаев оценивающие давали правильный ответ, а «маркерами» болезни являлись бледность губ и кожи, отекшее лицо, опущенные углы рта и набрякшие веки, покрасневшие глаза.

Эти результаты говорят о том, что люди способны обнаруживать признаки болезни у другого человека (по крайней мере, той же расы) всего через два часа после его контакта с инфекцией, когда признаков болезни практически еще нет, но риск заражения уже высок. По мнению ученых, такие исследования могут помочь врачам и разработчикам соответствующего программного обеспечения при вспышках инфекционных болезней.

P. S.