«Кайф» спортсмена при интенсивных нагрузках – заслуга эндогенных каннабиноидов?
Физиология
Фото George Tan. Public domain

«Кайф» спортсмена при интенсивных нагрузках – заслуга эндогенных каннабиноидов?

Кто-то занимается бегом и физкультурой, чтобы снять стресс, другим же трудно заставить себя сделать хотя бы пару упражнений. И вот недавно ученые выяснили новые детали механизма влияния физической нагрузки на мозг, которые усиливают мотивацию заниматься регулярно и интенсивно

Как известно, физическая активность связана со снижением риска развития множества заболеваний, включая сахарный диабет, рак и болезни сердечно-сосудистой системы. А за последние два десятилетия стало понятно, что и психическое здоровье у физкультурников становится крепче: у них уменьшаются симптомы тревоги, депрессии и других психических и неврологических расстройств, улучшаются когнитивные функции, поднимается настроение и самооценка.

Механизмы этого явления пока недостаточно хорошо изучены, хотя доказано, что физические нагрузки способствуют нейрогенезу – образованию новых клеток мозга, а также улучшают обмен веществ и кровоток и увеличивают высвобождение ряда биологически активных соединений в мозговых тканях.

Так, у многих людей после интенсивных тренировок наблюдается подъем эмоционального состояния – так называемая «эйфория бегуна». Конечно, случается он не только у бегунов, но особенно ярко выражен при беге на длинные дистанции, например, марафоне. Принято считать, что такое состояние, сходное с опьянением, обеспечивается эндорфинами (группой химических соединений, по действию сходных с опиатами), которые вырабатываются нейронами в качестве защитной реакции в ответ на боль или стресс, а также при физических нагрузках.

Однако основополагающая роль эндорфинов в формировании «эйфории бегуна» уже давно ставится под сомнение. Вместо них предлагается другая группа эндогенных «наркотиков» – каннабиноиды, аналоги психоактивных соединений, содержащихся в посевной конопле (Cannabis sativa).

Как известно, на мембранах нейронов имеются каннабиноидные рецепторы, которые участвуют в регуляции работы синапсов (мест контакта двух нейронов, где идет передача нервного импульса); такие рецепторы есть и на мембранах клеток иммунной системы. Таким образом эндогенные каннабиноиды участвуют во множестве процессов, включая работу иммунной системы, обмен веществ и пищевое поведение, а также влияют на память, обучение и настроение.

Уже есть исследования на животных и на людях, подтверждающие, что именно эндогенные каннабиноиды, а не эндорфины, вызывают ощущения «кайфа» у спортсменов. Согласно одному из них, блокировка опиоидных рецепторов препаратом налтрексон у бегунов не мешала им по-прежнему испытывать эйфорию. А вот блокировка каннабиноидных рецепторов у лабораторных мышей снизила благотворное влияние физической активности на тревожное поведение и болевую чувствительность животных.

На основе анализа имеющихся данных о влиянии физических упражнений на уровень эндогенных каннабиноидов ученые из Университета Уэйна (США) выяснили, что его повышение отмечалось при самой разной физической активности – у бегунов, пловцов, тяжелоатлетов. В большинстве исследований отмечался повышенный уровень основного каннабиноида нашего мозга – анандамида, известного своим положительным действием на настроение.

При этом легкая нагрузка, такая как ходьба, подобного эффекта не давала – чтобы его получить, упражнения должны были быть интенсивными (например, езда на велосипеде, бег и т.д.). А частота сердечных сокращений должна была составлять не менее 70–80% от максимальной (с поправкой на возраст) в течение как минимум получаса.

Конечно, вопросов по поводу продукции эндогенных каннабиноидов во время физической активности остается еще немало. Во-первых, наблюдаемый эффект в проанализированных работах различался по величине, что можно объяснить различиями в интенсивности упражнений, физической форме спортсменов и т.п. Во-вторых, наиболее ярко он проявлялся в «острых» экспериментах на новичках, тогда как в случае длительно тренирующихся людей он был гораздо меньше выражен.

Пока неясно, к примеру, какой должна быть минимальная нагрузка, чтобы повысить уровень эндогенных каннабиноидов, как и то, как долго он останется повышенным. Однако уже полученные данные на шаг приближают нас к пониманию действия физических упражнений на психику человека. К тому же сама идея побегать для улучшения настроения весьма привлекательна, ведь эндогенные каннабиноиды, в отличие от той же марихуаны, не обладают токсическим действием.

Но все хорошо в меру. Ведь тот же марафонец может получить аддикцию – патологическую приверженность к бегу. Так происходит, когда человек начинает злоупотреблять физическими нагрузками, чтобы справиться со стрессами и депрессией в повседневной жизни. Ведь как утверждал великий швейцарский врач и натурфилософ Парацельс, «все есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».