Наркотические вещества, вырабатываемые нашим организмом, заставляют выбирать сладкую и жирную пищу, если мы не выспались

Многие люди замечают, что при хроническом недосыпе их тянет на сладкую и жирную пищу. Американские исследователи выяснили, что недостаток сна в некотором отношении действует также, как употребление марихуаны, а ответственны за это вещества, которые вырабатывает наш организм, аналогичные действующим соединениям этого наркотика из конопли

В нашем организме синтезируются вещества, подобные алкалоидам марихуаны – так называемые эндогенные каннабиоиды, которые необходимы для его нормальной жизнедеятельности. Эти вещества связываются с каннабиоидными рецепторами нейронов, которые получили свое название благодаря тому, что их открыли как рецепторы для психоактивных веществ конопли. Эндогенная каннабиоидная система оказывает сильное влияние на пищевое поведение, а недостаток сна вызывает увеличение уровня эндогенных каннабиоидов 2-арахидоноилглицерола и 2-олеоилглицерола

В экспериментах на мышах показано, что эндогенные каннабиноиды влияют на активность областей мозга, отвечающих за обоняние, и таким образом заставляют животных больше есть. Известно, что запахи служат мощным стимулом аппетита, и их восприятие различается в зависимости от «степени» голода. У сытого человека или животного активность нейронов в областях мозга, отвечающих за обоняние, ниже, у голодного – выше. Однако четкие связи между сном, эндогенными каннабиоидами, обонянием и аппетитом у человека до сих пор не были установлены.

Решив заполнить этот пробел, американские исследователи провели эксперименты на 25 здоровых молодых мужчинах. Половине из них один раз в неделю давали спать всего 4 часа, а через месяц участники эксперимента поменялись местами. Вечером после ночного эксперимента у испытуемых брали кровь на анализ эндогенных каннабиоидов. Также проводили процедуру фМРТ для исследования активности пириформной коры – эволюционно древней структуры мозга, связанной с обонятельным анализатором, в которой находятся каннабиоидные рецепторы. При этом участникам давали нюхать различные пищевые и непищевые запахи, наблюдая за их мозговой активностью.

Оказалось, что «недоспавшие» участнике эксперимента действительно предпочитали на следующий день более питательные продукты, хотя и съедали по калорийности примерно столько же, сколько люди из группы «выспавшихся». При этом у них был обнаружен более высокий уровень 2-олеоилглицерина, хотя уровень других молекул, регулирующих аппетит, не менялся. Этот эффект сохранялся в течение двух дней, так что даже одна ночь недосыпа может иметь долговременные последствия. А ведь недосыпание может быть хроническим…

У людей с повышенным уровнем эндогенного каннабиоида пириформная кора отвечала повышенной активностью на запахи пищи, при этом она хуже обменивалась сигналами с другими областями мозга, в частности, с теми, которые собирают информацию, связанную с пищевым поведением. Видимо, такое изменение работы этой мозговой структуры и объясняет изменение пищевых предпочтений.

В наши дни от недостатка сна страдают многие: только в США каждый третий человек спит менее шести часов в сутки. Понимание механизмов, связывающих сон и аппетит, может помочь в разработке методов коррекции расстройств пищевого поведения, ожирения и связанных с ним патологических состояний.

Правда, есть мнение, что на результаты эксперимента могла повлиять не только длительность сна, но и раннее время пробуждения, что могло сбить циркадные ритмы (биологические часы) организма. Поэтому в дальнейшем ученые собираются отдельно оценить влияние циркадных ритмов на процессы, связанные с нашим пищевым поведением.

Фото: https://www.flickr.com и https://www.flickr.com