Мозг знает, чем заменить погибшие дофаминовые нейроны
Медицина
Активность нейронов. Фото: DARPA

Мозг знает, чем заменить погибшие дофаминовые нейроны

Болезнь Паркинсона – прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, в основе которого лежит гибель нейронов, синтезирующих дофамин. Недостаток дофамина, в частности, вызывает двигательные нарушения: появляется скованность мышц, дрожь в руках, шаркающая походка. Со временем болезнь приковывает человека к инвалидному креслу, а существующее лечение позволяет только замедлить прогрессирование болезни. Ученые ищут способы кардинально изменить это положение вещей, предлагая новые экспериментальные способы терапии болезни Паркинсона.

Среди новых разработок терапии болезни Паркинсона, например, методика глубокой стимуляции мозга, когда симптомы облегчаются с помощью стимуляции пораженных участков мозга электрическими импульсами определенной частоты через имплантированные в мозг электроды. Другое направление представляет собой попытки пересаживать на место утраченных нейронов стволовые клетки с тем, чтобы они, оказавшись в правильном микроокружении, развились в нейроны, продуцирующие дофамин. Экспериментальные операции по пересадке эмбриональных стволовых клеток в пораженный участок мозга людей, страдающих болезнью Паркинсона, с переменным успехом проводятся уже в течение двадцати лет.

Исследователи из Каролинского института (Швеция) пошли еще дальше. Они хотят научиться создавать дофаминовые нейроны прямо в мозге, «перепрограммируя» клетки глии – «служебные» клетки ткани мозга. Ученые используют с этой целью астроциты, названные так благодаря звездообразной форме. Этих глиальных клеток очень много в мозге как мышей, так и людей.

Исследователи работали с мышами-моделями болезни Паркинсона и in vitro с культурой астроцитов человека. В культуральную среду добавляли необходимые для перепрограммирования транскрипционные факторы – белки, изменяющие экспрессию генов в нужном направлении, так, чтобы на выходе получился нейрон с заданными свойствами – в данном случае, продуцирующий дофамин. Мышам в соответствующие отделы мозга делали инъекции вирусных векторов, несущих гены соответствующих транскрипционных факторов.

В клетках мозга мышей в результате появились маркеры дофамина, и у зверьков уменьшились специфические для болезни Паркинсона двигательные симптомы. Астроциты человека тоже удалось преобразовать в функциональные дофаминовые нейроны, что дает надежду на то, что этот способ может быть применен к больным людям.