Христианский пост стал катализатором куриной эволюции
Фрагмент картины художника Френсиса Барлоу (Francis Barlow, 1626 – 1704)

Христианский пост стал катализатором куриной эволюции

Когда у курицы вырастут зубы? Видимо, обыгрывая французскую поговорку: Quand les poules auront de dents, аналог нашей «когда рак на горе свиснет», автор статьи 2012 г. рассуждает о том, что столь же маловероятно получить из ископаемых останков кур пригодную для исследований ДНК. Однако спустя уже два года, в 2014 г. международная группа ученых провела анализ 80 образцов куриной ДНК, полученных при раскопках двенадцати археологических объектов на территории Европы. Датируются образцы в диапазоне 2200 лет: от 280 г. до н.э. до XVIII в. н.э.

Исследуя древнюю ДНК кур, ученые проследили, как изменялся их геном, а именно, появились аллельные вариантов двух генов, по которым, видимо, шел отбор в отношении полезных для человека признаков. Соотнести полученные данные со временем, когда эти мутации возникли и закрепились в куриной популяции, удалось не сразу, но после разработки новой методики анализа подобных данных выяснилось, какие социокультурные особенности человеческого общества повлияли на куриную эволюцию.

Считается, что кур одомашнили в Азии около шести тысяч лет назад, и их «основными» предками были дикие банкивские куры. В процессе доместикации (одомашнивания) птицы стали менее агрессивными и стали нести больше яиц. Ответ на вопрос когда и почему эти полезные для человека признаки появились, вместе ищут генетики, археологи и историки.

Анализ древней ДНК позволяет увидеть, как гены менялись со временем, но связать эти изменения и их потенциальные причины, например, исторические события или изменения климата, не так просто. Сейчас исследователям удалось, получив достаточное количество данных и разработав новую методику их анализа, сделать достаточно точные выводы о том, как соотносятся изменения в геноме кур с социокультурными изменениями человеческого общества.

Мутаций, благодаря которым современные домашние куры таковы, каковы есть, найдено на данный момент две. Первая – в гене рецептора тиреотропного гормона; cчитается, что наличие двух копий такого варианта гена отменяет сезонность размножения у многих домашних животных. Курам эта мутация позволила чаще нести яйца и снизила агрессивность поведения. Вторая мутация найдена в гене, кодирующем фермент β-каротин-диоксигеназу 2, который влияет на пигментацию кожи птиц; «одомашненный» вариант этого гена связан со светлой кожей взрослых кур и желтой окраской цыплят.

Ученые выяснили, что мутация гена рецептора тиреотропного гормона закрепилась в популяции около 920 г. н.э. Это совпадает с археологическими данными того периода, свидетельствующими об увеличении потребления курятины на территории северной Европы (много находок куриных костей). Примерно тогда же в Европе с ростом популярности христианства и политического влияния католической церкви во все слои общества проник обычай поститься. Ученые предполагают, что активное разведение кур связано именно с этим, так как во время поста запрещалось есть мясо четвероногих животных, но можно было есть птицу и яйца.

Правда ученые предполагают, что не менее важными для выведения современных домашних кур могли оказаться и другие факторы, такие как повышение уровня урбанизации, внедрение более эффективных методов ведения сельского хозяйства и потепление климата.