Коза – друг человека?

Коза – друг человека?

Одомашнивание (доместикация) животных существенно изменяет их поведение по сравнению с дикими особями того же вида. Например, считается, что мозг собак в результате одомашнивания изменился так, что они стали способны общаться с людьми. Однако делать какие-то выводы и обобщения по поводу того, как именно доместикация животных влияет на развитие их когнитивных функций, затруднительно, так как очень мало объектов для сравнения. В рамках изучения подобной тематики исследователи из Лондонского университета королевы Марии (Великобритания) поставили эксперимент на козах, которые были первым или одним из первых одомашненных видов сельскохозяйственных животных.

Эксперимент состоял в том, что группу коз сначала научили открывать контейнер, где лежало лакомство. Затем крышку контейнера закрыли на замок так, чтобы животные не могли туда проникнуть и достать «вкусняшку». Козы пытались это сделать, но не могли. Рядам с козами находились люди; при этом было две экспериментальные группы животных: возле одних человек стоял к животному лицом, а возле других – спиной.

Экспериментаторы наблюдали за тем, как козы будут себя вести, обнаружив, что ранее доступное лакомство больше недосягаемо. Как сказал один из авторов работы, Кристиан Наврот (Christian Nawroth), поведение коз было похоже на то, как в подобных ситуациях ведут себя собаки. Козы, столкнувшись с трудностями, начинали смотреть на человека, причем, на человека, стоящего к ним спиной, животные смотрели меньше и реже, а на человека, стоящего к ним лицом – чаще и дольше, как бы прося его о помощи.

Козы были одомашнены около десяти тысяч лет назад с целью получения сельскохозяйственной продукции – молока, мяса, шерсти – в отличие от доместикации лошадей или волов, которых использовали в качестве тягловой силы, или собак как охотничьих, сторожевых животных, а, может, и просто домашних любимцев. Но похоже, что одомашнивание животных с любой целью гораздо более существенно изменяет их поведение, связанное с взаимодействием с человеком, чем считалось ранее. Те же козы, как говорят ученые, на самом деле гораздо умнее, чем обычно принято считать.

Подробнее об этом