Кто похоронен в братской могиле крестоносцев – товарищи по оружию или враги?
«Крестоносцы близ Иерусалима». Худ. Ф. Хайес. Королевский дворец, Турин

Кто похоронен в братской могиле крестоносцев – товарищи по оружию или враги?

Крестовые походы – знаменитые религиозные войны средневековья, связанные с попытками западных христиан расширить свое влияние на исламский Ближний Восток, оставили немало исторических свидетельств. Но, судя по данным палеогенетиков, наши знания об этом захватывающем периоде европейской истории далеко не так полны, как казалось

Эпоха крестовых походов за освобождение Гроба Господня от неверных, продолжавшаяся около двух веков (с конца XI в. до конца XIII в.), вовлекла в глобальные миграционные процессы огромные для того времени человеческие массы. В этих походах приняли участие сотни тысяч христиан, носивших на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания. Многие из них не вернулись домой, а остались жить во вновь образованных христианских государствах вдоль побережья Восточного Средиземноморья. Согласно историческим записям, отношения с местными жителями в этих случаях могли складываться по-разному: от изгнания «аборигенов» до мирного сосуществования.

Одно из немногих известных на сегодня захоронений крестоносцев находится на юге современного Ливана, в г. Сидон – месте крупных сражений между крестоносцами и арабами, случившихся здесь в 1110–1249 гг. В этом погребении были найдены скелетные останки 25 человек с признаками насильственной смерти, которыми заинтересовались ученые-палеогенетики из Великобритании и Ливана.

Исследователям крупно повезло: несмотря на теплый климат этой местности, останки сохранились настолько хорошо, что для девяти человек удалось выделить из костей и расшифровать ядерную ДНК. В дальнейшем они сравнили эти данные с ДНК представителей местного населения римского периода (237–632 гг. до н.э.), останки которых были найдены при археологических раскопках на горе Корнет-эд-Дейр на севере Ливана, а также с другими расшифрованными геномами сотен древних и нескольких тысяч современных людей.

Результаты оказались неожиданными: лишь трое из девяти погребенных оказались «генетическими» европейцами. Еще четверо – это коренные жители Ближнего Востока, а двое имели смешанное происхождение, что свидетельствует о браках между европейцами и местным населением.

Так кто же был похоронен в этой могиле? Крестоносцы – безусловно, по крайней мере трое. Что же касается других, то, возможно, после сражения всех павших просто похоронили в одной братской могиле? Есть и еще один вариант: в армии крестоносцев сражались местные жители, которые перешли на сторону христиан.

При анализе данных ученые обнаружили еще один интересный факт: современные ливанцы генетически практически неотличимы от своих предков римского периода! Вообще-то массовые человеческие миграции, сопровождавшие походы монголов Чингисхана или, к примеру, колонизацию португальцами Южной Америки, обычно коренным образом меняют генетический «рисунок» жителей этих регионов. Но ливанцы, по-видимому, достаточно быстро изгнали европейцев со своих территорий, так что этот относительно короткий период крестовых походов не оказал существенного влияния на их геном.

Результаты этого исследования показывают нам, сколько нового и неожиданного может рассказать нам древняя ДНК. Ведь если судить по современным ливанцам, после римского периода и до сегодняшнего дня на территорию Ливана как будто и вовсе не ступала нога европейца. И в истории человечества могло быть немало других подобных событий, не так хорошо задокументированных, как крестовые походы, о которых мы пока еще ничего не знаем. Поэтому есть смысл использовать методы палеогенетики при изучении даже тех периодов, которые кажутся нам спокойными – кто знает, что таится в темных омутах прошлого, в которых без следа исчезло все, кроме тайных «записей», сделанных четырьмя нуклеотидами.