Орангутан вылечил рану с помощью средства традиционной медицины
Наблюдая за животными, люди издавна замечали, как больные особи иногда сами себя лечат. Конечно, знания о «медицине» наших меньших братьев носят эпизодический характер. И вот недавно ученым посчастливилось впервые увидеть, как орангутан прикладывал к ране «жвачку» из листьев лекарственного растения
К самолечению у животных можно отнести определенный спектр поведенческих действий, включая отказ от пищи. «Профилактическому» поведению соответствуют избегание загрязненной пищи и воды, фекалий, а также регулярное употребление в пищу продуктов, не обязательно пищевых, положительно влияющих на здоровье (например, пористые минералы – цеолиты).
Также есть и настоящий прием «лекарств». К примеру, это поедание небольшого количества лекарственного растения, не имеющего пищевой ценности, но содержащего биологически активные вещества, либо нанесение его на тело с целью лечения заболевания или купирования его симптомов. А некоторые растения животные могут использовать в своих жилищах в качестве средств от насекомых.
Некоторые из этих моделей поведения свойственны диким человекообразным обезьянам – шимпанзе, бонобо, гориллам, белоруким гиббонам. Так, при глистной инвазии шимпанзе жуют горькую сердцевину кустарника вернония миндальная (Vernonia amygdalina). Несмотря на круглогодичную доступность этого растения, период его популярности у обезьян совпадает с сезонным пиком заражения паразитами. А поскольку вернония растет не везде, обезьяны могут даже в ее поисках изменить свои обычные маршруты. На о. Калимантан орангутаны употребляют в пищу несколько видов растений, которые используются в народной медицине для лечения внутренних болезней, включая опухоли, кровотечений и усталости. В Малайзии была замечена тяжелораненая самка орангутана, которая поедала листья и стебель имбиря, обладающего антибактериальными, противовирусными и противогрибковыми свойствами.
Ученые также наблюдали, как орангутаны жевали листья драцены Dracaena cantleyi, а затем втирали полученную массу в конечности. Известно, что это растение имеет противовоспалительные свойства и используется в народной медицине, в том числе для снятия болей в мышцах, суставах и костях. Однако нанесение лекарств на раны у обезьян до сих пор не было задокументировано. Хотя недавно в Габоне была замечена группа шимпанзе, которые прикрепляли к ранам насекомых, эффективность этих действий осталась неизвестной.
Ученые сделали это наблюдение в районе исследовательской станции Суак-Балимбинг (о. Суматра, Индонезия), которая представляет собой охраняемую территорию, где обитают около 150 суматранских орангутанов (Pongo abelii), находящихся под угрозой исчезновения.
Объектом их внимания стал молодой самец по кличке Ракус с раной на морде, которую он, предположительно, получил в драке с другим самцом. Три дня спустя после этого события Ракус начал срывать и жевать листья лианы Fibraurea tinctoria, а затем наносил полученную кашицу на рану, пока полностью ее не залепил.
Это вечнозеленое вьющееся растение из семейства луносемянниковых, как и родственные ему виды, произрастает в тропических лесах Юго-Восточной Азии и используется в традиционной медицине для лечения дизентерии, малярии и сахарного диабета. В тканях растения был обнаружен ряд соединений, обладающих широким спектром биологической активности, включая антибактериальные, противовоспалительные, противогрибковые, антиоксидантные и болеутоляющие свойства.
Орангутаны редко используют в пищу эту лиану. Однако на следующий день Ракус снова ел ее листья, хотя рану больше не трогал. Признаков инфицирования в последующие дни ученые не отмечали, а через пять дней рана закрылась. Интересно, что в дни болезни орангутан спал больше обычного. Известно, что сон также способствует заживлению ран, поскольку в это время увеличивается высвобождение гормона роста и активизируется синтез белка и клеточное деление.
Прежде орангутаны из Суак-Балимбинга не демонстрировали подобное поведение. Но Ракус, как и все взрослые самцы популяции, происходит из других мест. Молодые самцы орангутанов обычно покидают свою семейную группу и мигрируют на большие расстояния, пока не найдут себе новый дом. Есть вероятность, что лечение ран с помощью «жвачки» из лекарственной лианы было характерно для его сородичей из родной популяции.
Эти наблюдения внесли свой вклад в копилку знаний об эволюции «медицинского» поведения. По мнению ученых, речь может идти даже о существовании некого общего для разных животных (и человека) механизма распознавания и применения лекарственных средств в случае ранений.
Публикации по теме:
Рекордсмен регенерации среди млекопитающих
Биорегуляторы регенерации – работают в малых дозах
Фото: https://www.flickr.com