• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2113
Люди и звери: долголетие как стратегия выживания
Биология
Животные-долгожители: комодский варан, самая крупная на планете ящерица (до 50 лет), и редкий австралийский какаду инка (до 80 лет). © Charles J. Sharp и Arjan Haverkamp

Люди и звери: долголетие как стратегия выживания

Не так давно считалось, что одноклеточные организмы потенциально бессмертны: они не стареют и, размножаясь, делятся на две клетки, идентичные родительской. Но в последние годы даже у бактерий и дрожжей были обнаружены другие жизненные сценарии. Что же говорить о животных, срок жизни которых строго отмерен природой! Но и здесь мы встречаем удивительное видовое разнообразие: множество природных моделей как замедленного, так и ускоренного старения привлекает внимание ученых, занимающихся проблемой продления жизни человека

У людей, как у всех многоклеточных организмов, имеются потенциально бессмертные клетки – половые, а вот все остальные запрограммированы на смерть. И все-таки некоторые беспозвоночные животные исхитрились обмануть «даму с косой». Так, официально признана «бессмертной» медуза Turritopsis dohrnii: на «юношеской» стадии она представляет собой неподвижную форму – полип, а на стадии полового размножения – свободно плавающую медузу. Окончив свои земные дела, медуза не умирает, а возвращается в «детство», вновь превращаясь в полипа. И такой цикл может повторяться бесконечно, если только животное не падет жертвой хищника или несчастного случая.

Но это скорее исключение из правил, которое можно встретить лишь у многоклеточных, лишенных двусторонней симметрии. У таких видов всегда есть «в запасе» стволовые клетки, способные превращаться в другие клеточные типы и участвовать в регенерации. Однако в процессе эволюции и усложнения организации животных эта способность во многом была утрачена, что могло быть связано с необходимостью бороться со злокачественным перерождением клеток.

Однако и среди более систематически близких нам групп встречаются настоящие «кощеи». К примеру, в 2019 г. была выловлена гренландская полярная акула длиной 5,4 м, возраст которой был определен в 500 лет на основе скорости роста, равной 1 см в год. Если оценка верна, эта акула родилась, когда в России правил отец Ивана Грозного.

Среди млекопитающих рекордсмен по продолжительности жизни – гренландский кит, второе по величине животное в мире. Максимальная продолжительность его жизни, оцененная по возрастным изменениям в хрусталике глаза, составила более 200 лет! Среди млекопитающих, поменявших опасную жизнь на суше на более комфортное существование в водной среде, вообще много долгожителей. Например, ламантины и дюгони, доживающие до 70 лет и способные постоянно менять зубы; бегемоты – ближайшие условно наземные родственники китов (до 60 лет), ластоногие, в первую очередь байкальская нерпа (до 50 лет). Долго (до 80 лет) живет и абсолютно сухопутный слон – один из самых крупных земных обитателей. 

Гренландский кит – второе по величине млекопитающее в мире после синего кита. Вес 100 т, средний возраст пойманных особей близок к полувеку. Рис. из кн. H.C. Кэри, Я. Ли «Американская естественная история» (1826-1828). © Public domain

Но все это были тяжеловесы, а, как известно, у млекопитающих продолжительность жизни закономерно увеличивается с весом тела. Однако и здесь есть свои исключения из правила. К примеру, большинство мелких грызунов и насекомоядных быстро стареет и живет даже меньше, чем ожидалось, – обычно всего 1,5–2 года. Обратная ситуация с летучими мышами, получившими широкую известность как резервуары опасных коронавирусов. Эти животные, не слишком отличающиеся по весу тела от обычных мышей, но резко сменившие среду обитания, живут гораздо дольше, чем их насекомоядные родственники. Рекордсмен по долгожительству – сибирская ночница Брандта, существо весом меньше 10 г, которое может прожить до 40 лет.

Чемпионом среди «мелочи» по праву считают голого землекопа, небольшого роющего грызуна, практически не видящего «белого света» и живущего в колониях со сложной социальной организацией. Если бы мы имели такую продолжительность жизни (до 32 лет), как этот грызун, то, с учетом размера, жили бы по 600 лет! Голый землекоп служит прекрасной моделью «здорового старения», большую часть жизни сохраняя устойчивость к раковым, сердечно-сосудистым и нейродегенеративным заболеваниям и (!) способность к размножению.

Голые землекопы имеют особую форму «социальной защиты» своих колоний, с кастовым подразделением особей. Жизнь многих «колонистов» может быть короткой, окончившись в желудке змей, но это дает другим особям возможность жить экстремально долго – свыше 30 лет. © Javier Abalos

А что же человек? Наши ближайшие родственники, человекообразные обезьяны, живут около 60 лет. Правда, средний биологический ресурс человека по последним оценкам близок к 38 годам (Mayne et al., 2019), хотя реальная продолжительность жизни сейчас вдвое выше, а максимальный зафиксированный возраст составляет 120 лет. Сможем ли мы поднять эту барьерную планку? Природа поставила могучие барьеры для бесполезного, с ее точки зрения, долгожительства, и прежде всего это онкология. 

Хотя возникает и другой вопрос – а стоит ли? «Потянет» ли само человечество, не говоря уже о биосфере в целом, резкое увеличение продолжительности жизни человека? Этот показатель тесно связан со стратегией выживания вида. Самая многочисленная группа среди млекопитающих, по сути «завоевавшая мир», – мышевидные грызуны, очень уязвимые и недолго живущие; их антиподы – очень малочисленные «бессмертные» голые землекопы. Человек же – единственное млекопитающее, пытающееся реализовать две эти противоположные эволюционные стратегии.

Подробнее об этом читайте в статье А.С. Графодатского и В.А. Трифонова «Родиться баобабом» в журнале «НАУКА из первых рук», 2019, №5/6 (85)

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!