Меньше калорий – чтобы замедлить «часы старения»
Физиология

Меньше калорий – чтобы замедлить «часы старения»

Первые эксперименты по ограничению потребления пищи, проведенные почти столетие назад на крысах, дали неожиданные результаты: подопытные росли хуже, зато жили дольше! За прошедшие годы этот подобный эффект был подтвержден во множестве исследований на животных, а недавно ученые начали тестировать действие ограниченной по калориям диеты на скорость старения людей

Международная группа ученых уже несколько лет изучает влияние сбалансированного ограничения калорий на темпы старения у человека в рамках небольших клинических испытаний. В исследовании CALERIE («Всесторонняя оценка долгосрочных эффектов сниженного потребления энергии») принимают участие 220 здоровых мужчин и женщин среднего возраста из США, при этом 145 из них в течение двух лет потребляли на четверть меньше калорий, чем участники из контрольной группы.

Судя по первым опубликованным результатам, у людей из «экспериментальной» группе, по сравнению с контролем, улучшились общее состояние здоровья и сон, повысились настроение и половое влечение. А сейчас появились и результаты молекулярно-клинического тестирования.

Образцы крови, в которых были измерены уровни биомаркеров, применяемых для оценки скорости старения, были собраны у участников эксперимента до его начала, а также спустя один и два года. В качестве «часов» для определения «истинного», биологического возраста выступал уровень метилирования (присоединения метильной группы -CH3) молекулы ДНК, что блокирует считывание генетической информации (так называемая эпигенетическая, т.е. надгеномная регуляция)

Уровни метилирования ДНК были измерены в клетках крови лейкоцитах по методикам трех разных «эпигенетических часов»: PhenoAge и GrimAge, предсказывающих биологический возраст, и DunedinPACE, оценивающего скорость старения.

В результате значительных различий в оценке биологического возраста ученые не обнаружили. Но вот «спидометр» DunedinPACE оказался более чувствительным: оказалось, что низкокалорийная диета замедлила темпы старения в целом на 2–3%. Казалось бы, это немного, но есть данные, что такое снижение соответствует падению риска смертности на 10–15%, что аналогично эффекту от прекращения курения.

Впрочем, способ замедлить темпы старения путем ограничения калорий подходит, похоже, не всем: у некоторых участников показатель DunedinPACE, напротив, ухудшился.

Наблюдение за участниками эксперимента продолжается, чтобы понять, транслируются ли наблюдаемые краткосрочные эффекты в долгосрочное изменение рисков развития «возрастных» хронических заболеваний. Но в целом полученные результаты пока подтверждают тот факт, что замедлить старение человека возможно, в том числе с помощью изменений характера или режима питания. Наряду с ограничением калорий это может быть прерывистое голодание либо питание, ограниченное по времени.

Собственно говоря, все подобные «диеты» не требуют затрат и особых кулинарных ухищрений, так что проверить их действие на себе может любой желающий. Если, конечно, здоровье позволяет.

Фото: https://iiif.elifesciences.org