• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2949
Нетленные краски древнейшего в мире «пазырыкского» ковра
История

Нетленные краски древнейшего в мире «пазырыкского» ковра

Древнейший в мире шерстяной ворсовый ковер, обнаруженный в «замерзшем» погребении пазырыкского кургана в Восточном Алтае, был соткан более двух тысячелетий назад, но до сих пор не потерял яркость своих красок. Его секрет удалось раскрыть с помощью рентгенофлуоресцентной микроскопии высокого разрешения

На протяжении веков людей зачаровывали яркость и стойкость красок традиционных восточных шерстяных ковров и тканей. Все эти характеристики в полной мере относятся к старейшему образцу ковроткачества – знаменитому ковру из тончайшей овечьей шерсти, одной из самых замечательных находок, сделанной в 1947 г. на Горном Алтае в курганной гробнице пазырыкской культуры.

При исследовании ковра под микроскопом были обнаружены нити разных цветов (охристых, красных, синих, желтых), что говорит о колористическом богатстве этого прекрасного образца текстиля. И с момента находки умы специалистов занимает загадка, как в течение почти 2.5 тыс. лет ковер смог сохранить эти краски такими яркими.

Шерстяной ворсовый ковер из Пятого Пазырыкского кургана размером 1,83 × 2,0 м2 был создан примерно в 400 г. до н. э. Хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Фото Schreiber

Пазырыкская культура относится к железному веку (VI–III вв. до н. э.), а ее носители обитали на смежных территориях нынешней России (Горный Алтай), Казахстана и Монголии. Для погребений этой культуры характерны так называемые «замерзшие» могилы, где в толще древнего льда сохраняются предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани), а также забальзамированные тела людей.  Это редчайшее в археологии явление – результат уникального сочетания природных условий и культурных традиций пазырыкцев, оно дало археологам много информации о жизни, быте и верованиях этого древнего народа. В 1995 г. на горноалтайском плато Укок было найдено непотревоженное «замерзшее» погребение с мумией знатной женщины, получившей широкую известность как «алтайская принцесса»

Нужно сказать, что в древнем мире красильное искусство практиковалось в очень больших масштабах, и мастера использовали разные технологии, чтобы добиться яркого и стойкого цвета при окраске тканей, сделанных из волокон животного и растительного происхождения. При этом окрашивание будет прочным лишь тогда, когда прокрасится вся толща волокна, либо пигмент проникнет в его поры.

В случае волокон шерсти, состоящих из белков-кератинов и жироподобных веществ, добиться этого можно с помощью метода ферментации, увеличивающего диффузию пигментов к центру волокон.

По одной из таких древних методик окрашенную шерсть раскладывали на несколько недель под прямыми солнечными лучами, а затем какое-то время использовали в качестве подстилки для сельскохозяйственных животных, после чего ополаскивали в проточной воде. А вот согласно традиционному способу изготовления анатолийских ковров, овечью шерсть перед покраской помещали в закваску на пшеничных отрубях, что способствовало росту плесневого грибка Geotrichum candidum. Примерно через три недели, за которые происходило разложение липидов волосяной кутикулы (верхнего слоя) волоса, его проницаемость для пигментов увеличивалась.

Еще 30 лет назад ученые обнаружили, что идентифицировать волокна шерсти, обработанные в технике ферментации шерсти, можно по характерному приподнятому положению внешних слоев кутикулы, которое можно увидеть с помощью сканирующей электронной микроскопии. Но в случае с пазырыкским ковром этот метод не работает из-за повреждения его волокон.

Так появилась идея визуализировать распределение пигментов по поперечному сечению шерстинок с помощью метода рентгенофлуоресцентной микроскопии высокого разрешения (μ-XRF), позволяющего проводить исследования элементного состава образца. Дело в том, что окрашивание рядом природных красителей требует предварительного использования протрав, которыми обычно служат соли переходных металлов, таких как железо и алюминий. Протравы увеличивают стойкость красителя, усиливая его связывание с шерстью, а также могут влиять на оттенок цвета.

Выкраски текстиля различными природными красителями, которые использовались для получения различных оттенков красного цвета, которому отдавали предпочтение пазырыкцы. Определение состава пигментов на текстиле пазырыкской культуры проводилось в Институте органической химии СО РАН (Новосибирск) методами высокоэффективной жидкостной хроматографии и молекулярной спектроскопии По: (Полосьмак, 2005)

Ученые исследовали красные шерстяные волокна пазырыкского ковра, которые по всем признакам содержали пигмент «красный турецкий», который веками использовался почти исключительно в Центральной Азии и на Дальнем Востоке для создания характерных оттенков красного. Это металлорганический комплекс состоит из ализарина, который получают из корней растения марены красильной (Rubia tinctrum), и алюмокалиевых квасцов.

Сравнив флуоресцентные изображения распределения алюминия в волокнах пазырыкского ковра, образцах шерсти, которые были окрашены в соответствии со старинными рецептами, а также в волокнах турецкого ковра XVIII в., ученые пришли к выводу, что пазырыкский ковер был изготовлен из шерсти, подвергнутой перед окрашиванием ферментации. Это говорит о том, что способ, обеспечивающий уникальную долговечность цветов восточных ковров, появился очень давно.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!