Нобелевская премия по химии – 2015: за изучение механизмов репарации ДНК
Информация в ДНК записана всего четырьмя «буквами»: А, Г, Т и Ц. Роль букв играют азотистые основания – аденин, гуанин, тимин и цитозин, которые могут образовывать друг с другом связи, точно соответствуя одно другому. Поэтому в двойной спирали ДНК напротив А всегда стоит Т, а напротив Г – всегда Ц. Биологи говорят, что эти основания комплементарны друг другу.
Еще в клетке присутствуют белки ДНК-полимеразы, которые могут «читать» одну цепочку ДНК и по ней собирать противоположную цепочку – это называется репликацией ДНК. Понятно, что из последовательности одной цепи последовательность комплементарной цепи выводится однозначно – это и служит основой точной передачи наследственной информации из поколения в поколение.
Однако в процессе репликации случаются ошибки. Кроме того, ДНК вообще очень легко повредить. Но ошибки можно и исправить. ДНК – единственная молекула, которую при повреждении клетка «ремонтирует» или, как принято говорить, «репарирует» – молекулы всех других типов синтезируются заново. В процессе эволюции возникло несколько изощренных, частично перекрывающихся систем, которые способны исправить большинство ошибок в генетических «текстах» клеток. Эти системы, как правило, представляют собой ансамбли, состоящие из нескольких десятков разных белков.
Именно этими белками – ферментами репарации – занимается Томас Линдал. В 1974 г. он идентифицировал бактериальный фермент, способный удалять из ДНК поврежденный цитозин. Это было началом длинного научного пути ученого. Линдал выяснил, что ДНК непрерывно повреждается в ходе нормальной жизнедеятельности клетки – при дыхании, окислении липидов, при воспалительных реакциях – и непрерывно же восстанавливается ферментами системы репарации. Он открыл механизм эксцизионной (от англ. excision — выщепление) репарации оснований, которая специализируется на «мелком» ремонте небольших повреждений оснований ДНК, и смог воссоздать процесс репарации «в пробирке».
Тем не менее, давно известно, что ДНК может быть повреждена и внешними факторами – даже обычный солнечный свет представляет для ДНК серьезную угрозу, не говоря об ионизирующей радиации, действии некоторых антропогенных загрязнений. Механизм, используемый клетками для ремонта повреждений, вызванных ультрафиолетом, исследовал второй лауреат – Азиз Санджар
Пол Модрич же продемонстрировал, как происходят процессы репарации, исправляющие тысячи ошибкок, возникающих в ходе деления клеток. Нарушения в работе систем репарации могут приводить к развитию онкологических заболеваний. На самом деле, при многих формах рака наблюдаются сбои в работе систем репарации, вследствие чего ДНК раковых клеток становится нестабильной, клетки легко мутируют и, в частности, могут стать устойчивыми к химиотерапии. В то же время, если ДНК окажется повреждена слишком сильно, клетки умрут. Исследователи пытаются использовать эту «слабость» раковых клеток при разработке новых лекарств от рака – через подавление остатков системы репарации в больных клетках.
По http://www.nobelprize.org, http://scfh.ru и http://scfh.ru
Подготовила Мария Перепечаева