Однополый секс у самок-бонобо – залог их социального успеха
Бонобо-лесбиянки. Скульптура из «Музея секса» (Нью-Йорк). Фото Н. Джонсона

Однополый секс у самок-бонобо – залог их социального успеха

Обезьян бонобо, наших самых ближайших родственников наряду с шимпанзе, часто называют «хиппи среди животных». Эти миролюбивые создания отличаются отсутствием строгой групповой иерархии и довольно беспорядочным и разнообразным половым поведением. Именно поэтому бонобо были выбраны для исследования роли и механизмов однополого сексуального поведения в поддержании социальных взаимоотношений

Сексуальные взаимодействия между однополыми партнерами характерны для очень широкого диапазона животных, от дрозофил и тропических рыб до дельфинов и обезьян. При этом такое половое поведение отличается большим разнообразием. Так, для многих видов подобные контакты – редкие события, вызванные отсутствием партнеров противоположного пола. Однако для самцов и самок некоторых видов (например, дельфинов-афалин и обезьян бонобо) однополые взаимодействия являются обычной практикой, а японские макаки их даже предпочитают. Такое удивительное разнообразие и видовая специфичность однополого сексуального поведения невольно вызывают вопрос: в чем же выгода, и какие функции исполняет оно в популяции?

Для объяснения этого феномена возникли разные гипотезы. Например, что таким образом в группе могут устанавливаться и поддерживаться дружеские социальные связи, либо снижаться социальная напряженность и внутривидовая агрессия (те же бонобо могут использовать подобный сексуальный контакт как форму примирения после конфликта). Обе эти гипотезы трактуют роль однополого сексуального поведения как средства достижения совместных социальных результатов – взаимной поддержки и защиты, совместного использования ресурсов.

Эти предположения были проверены в исследовании, проведенном учеными из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (ФРГ), Гарвардского университета и Института биологии сельскохозяйственных животных Лейбница на диких обезьянах бонобо, обитающих в тропическом лесу Луи-Котале в Национальном парке Салонга (Конго).

Бонобо являются особенно многообещающей моделью для исследования различных функций сексуального поведения, так как известны своей «гиперсексуальностью». К тому же эти обезьяны миролюбивы, для их сообществ характерны беспорядочная система спаривания, отсутствие «мужского» принуждения к сексу и немалая доля «матриархата», в том числе женский контроль над сексуальными партнерами.

Наиболее тесные связи самки-бонобо устанавливают со своими сыновьями, которых опекают всю жизнь, помогая им в социальных взаимодействиях. Они также активно сотрудничают между собой, особенно при добыче и защите продовольственных ресурсов, а также формируют коалиции для разрешения конфликтных ситуаций, при этом их агрессивность часто направлена против самцов. Известно, что все взрослые самки бонобо участвуют в однополых сексуальных взаимодействиях, вовремя которых они трутся друг о друга своими гениталиями. Причем такие акты происходят с такой же или даже более высокой частотой, чем с партнерами мужского пола.

Чтобы выяснить, почему для самок-бонобо так важны именно однополые сексуальные отношения, ученые в течение года собирали поведенческие и гормональные данные всех взрослых членов сообщества бонобо в лесу Луи-Котале. Помимо наблюдения за сексуальным взаимодействием, важно было выяснить, как бонобо выбирают партнеров для других социальных мероприятий, таких как оказание поддержки в конфликтах. Одновременно с наблюдением за поведением животных измерялся уровень в моче окситоцина, гормона «доверия и привязанности», который повышается в организме у многих видов, включая человека, после дружественных взаимодействий и секса.

Оказалось, что самки бонобо, когда у них есть выбор, действительно предпочитали заниматься сексом с другими самками, а не с самцами. Причем отношения в паре двух самок были ближе, чем в разнополых парах, а заметный рост в моче самок концентрации окситоцина наблюдался после секса с самками, а не после взаимодействия с самцами.

Независимо от принадлежности к однополой или разнополой паре, особи с большим количеством сексуальных контактов чаще поддерживали друг друга в социальных конфликтах, но большинство таких коалиций создавалось среди самок. Ученые предполагают, что именно подъем уровня окситоцина лежит в основе более высокой мотивации к сотрудничеству у самок бонобо, благодаря которой они чаще доминируют в сообществе.

Авторы этой работы предостерегают приравнивать человеческую гомосексуальность к однополому сексуальному поведению у животных, хотя известно, что взаимовыгодные альянсы между представителями одного пола у людей могут укрепляться сексуальными взаимоотношениями. В любом случае результаты этого исследования свидетельствуют, что у наших близких родственников появление однополого сексуального поведения стало, возможно, важным шагом на пути эволюции, открыв новые пути для выхода на более высокий уровень внутривидового сотрудничества.

Фото: https://www.flickr.com