У обезьян-бонобо заботливые «мамочки» стоят на страже, пока их сыновья спариваются
Мать и дитя бонобо. Зоопарк в Джексонвилле (США)

У многих млекопитающих, живущих группами, например, у пятнистых гиен, матери помогают своим уже взрослым дочерям в устройстве «личной жизни» и обзаведении потомством. Но практикуют ли животные подобное поведение относительно своих потомков мужского пола? Данных об этом практически нет. Но недавно группа ученых под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) получила поразительные результаты при изучении этого аспекта материнского поведения у двух близкородственных видов обезьян – шимпанзе и бонобо

У любого вида животных мать играет наиболее важную роль в жизни своего детеныша в период, пока он еще маленький, беспомощный и ничего не умеет. Но и подросшее потомство часто не остается без внимания родителей. Матери часто помогают своим взрослым детям получить более высокий социальный статус в группе, поддерживая их в конкурентной борьбе с соперниками. Именно так, к примеру, поступают самки шимпанзе. Но на что еще готовы заботливые мамочки?

Насколько известно, влияние самок на репродуктивный успех сыновей, живущих вместе с ними, до сих пор изучалось только на одном виде млекопитающих – человеке. Однако есть одна проблема: более высокая приспособленность потомков, живущих вместе с матерью, может быть связана не с поведением матери, а с «хорошими генами», которые она передала детям. Поэтому, чтобы убедиться в том, что материнский эффект имеет хотя бы отчасти поведенческую (а не исключительно генетическую) природу, ученые наблюдали за поведением двух видов обезьян – шимпанзе и бонобо, или карликовых шимпанзе, отличающихся активной сексуальной жизнью.

У этих видов матери живут вместе со своими сыновьями всю свою жизнь, помогая им в социальных взаимодействиях. Но матери-бонобо, в отличие от шимпанзе, еще и активно вмешиваются в личную жизнь своих «мальчиков», в прямом смысле слова сводя их с самками, готовыми к спариванию. Они простирают свою заботу до того, что готовы «стоять на страже» во время этого процесса, оберегая пару от вмешательства других самцов.

Оказывается, у самцов бонобо, постоянно живущих «с мамой», шанс оставить потомство в три раза больше, чем у тех, кто по тем или иным причинам не живет с родительницей. А вот у шимпанзе такая тенденция не прослеживается. Интересно, что дочери у бонобо не получают такой материнской поддержки. Возможно, потому, что они часто оставляют родную группу, чтобы сформировать новую.

Ученые объясняют полученные результаты тем, что в сообществе бонобо царит матриархат или, по крайней мере, равенство, так что самки имеют большую свободу в выборе брачного партнера. В подобных случаях, как правило, преимущественно размножаются несколько наиболее «популярных» высокоранговых самцов, и помощь «мамочки» при такой конкуренции может оказаться очень кстати. У шимпанзе же доминируют самцы, а самки, как правило, находятся в подчинении.

Бонобо, по-видимому, используют эволюционную стратегию, которую обычно приписывают долгоживущим видам. Ее суть в том, что матери вкладывают силы в воспитание «качественных» детей и даже внуков вместо того, чтобы стараться самой достигнуть более высокого репродуктивного успеха. Кстати сказать, считается, что из всех приматов именно бонобо наиболее близки к человеку.