От мышиного эмбриона «в пробирке» к человеческому
Яйца западной тигровой саламандры (Ambystoma mavortium mavortium) в стадии ранней бластулы

От мышиного эмбриона «в пробирке» к человеческому

На стадии эмбрионального развития у человека прерываются в среднем два из трех зачатий, поэтому изучение процессов, происходящих в первые дни эмбрионального развития, очень важно.

Ученые пытаются моделировать эти процессы, выращивая эмбрионоподобные структуры искусственно. Исследователям из Кембриджского университета (Великобритания) удалось, используя мышиные эмбриональные стволовые клетки и стволовые клетки трофобласта мыши, создать структуру, похожую на настоящий мышиный эмбрион. Эту же методику они готовятся применить к бластоцистам человека

После слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы, она митотически делится с образованием дочерних клеток – бластомеров, эту стадию развития называют стадией бластоцисты. Одни бластомеры представляют собой эмбриональные стволовые клетки, из которых будет развиваться плод. Из других – стволовых клеток трофобласта – разовьется плацента, орган, связывающий зародыш с организмом матери. Третий тип стволовых клеток формирует желточный мешок, – образование, участвующее в обеспечении эмбриона необходимыми питательными веществами и формировании кроветворной системы.

Исследователи работали с культурами эмбриональных стволовых клеток мыши и стволовых клеток трофобласта, и использовали трехмерный скаффолд (от англ. scaffold – леса, подмостки) – каркас, на котором культивировались клетки. Им удалось вырастить структуру, по строению и динамике развития очень похожую на настоящий мышиный эмбрион. Клетки правильно самоорганизовались: на одном конце бластоцисты оказались эмбриональные стволовые клетки, а на другом – клетки трофобласта, которые затем образовали подобие амниотической полости, в которой расположились клетки будущего эмбриона. Эмбриональные клетки и клетки трофобласта при этом активно «разговаривали» друг с другом, обменивались сигналами, направляющими правильное развитие.

Правда дальше эта структура вряд ли сможет развиваться: для этого нужен третий тип стволовых клеток, из которых мог бы сформироваться желточный мешок, а также нужны условия для правильного развития плаценты.

Недавно ученые разработали методику, позволяющую культивировать in vitro бластоцисты человека до 13-го дня после оплодотворения – ранее удавалось делать это только до 7-го дня – времени, после которого зародыш должен быть имплантирован в матку, в противном случае он погибнет. Применяя к бластоцистам человека подход, который использовали, чтобы вырастить эмбрионоподобную структуру мыши, ученые смогут изучать ключевые события этой стадии развития человеческого эмбриона в норме и при патологии.

Фото John Clare https://www.flickr.com