Лечение диабета: опасная эффективная перезагрузка
Медицина
Компьютерная модель структуры инсулина

Лечение диабета: опасная эффективная перезагрузка

Ученые и врачи продолжают искать способы борьбы с такими тяжелыми заболеваниями как рассеянный склероз и сахарный диабет 1-го типа. Медицина умеет в какой-то степени контролировать течение этих патологических состояний, но не может полностью избавить человека от них. Однако, похоже, некоторых больных сахарным диабетом 1-го типа удастся вылечить с помощью трансплантации собственных кроветворных стволовых клеток – об этом говорят результаты второй фазы клинических испытаний этой методики.

В основе обеих патологий, и рассеянного склероза и диабета 1-го типа, лежат аутоиммунные реакции: клетки собственной иммунной системы ополчаются в первом случае против миелиновой оболочки нервных волокон, а во втором – против вырабатывающих инсулин клеток бета-островков поджелудочной железы. Один из способов лечения аутоиммунных заболеваний, пока экспериментальный, состоит в том, чтобы «перезагрузить» иммунную систему. У пациента сначала забирают гемопоэтические (кроветворные) стволовые клетки, затем дают им цитостатики, препараты, нарушающие клеточное деление, с целью убить «сошедшие с ума» иммунные клетки. Затем вводят обратно в организм забранные заранее гемопоэтические стволовые клетки, способные заново воссоздать систему кроветворения, включая клетки иммунной системы. Процедура рискованная: ведь в период, когда «старая» иммунная система уже уничтожена, а «новая» еще не восстановилась, человек полностью беззащитен перед инфекциями. При этом, по словам ученых, такая методика вполне успешно используется при лечении лейкозов – онкологических заболеваний кроветворной системы.

Недавно сообщалось о завершении второй фазы клинических испытаний, в которых тестировали методику лечения рассеянного склероза с помощью «перезагрузки» иммунной системы. Сейчас закончилась (начаты оба исследования были в 2006 г.) вторая фаза испытаний аналогичной методики лечения сахарного диабета 1-го типа.

При диабете 1-го типа происходит аутоиммунное поражение бета-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы, вырабатывающих пептидный гормон инсулин, который регулирует уровень глюкозы в крови. Такой тип диабета приводит к пожизненной зависимости от инъекций инсулина, при этом в любом случае развиваются осложнения: дисфункция почек и сердечно-сосудистой системы, поражение глаз, некротическое поражение тканей. В результате – существенное снижение качества жизни, а зачастую инвалидность и ранняя смерть.
При диабете 2-го типа бета-клетки вырабатывают инсулин, но ткани организма теряют к нему чувствительность. Этот тип сахарного диабета называют еще инсулинонезависимым, он, в отличие от диабета 1-го типа, развивается преимущественно в пожилом возрасте и характеризуется относительно легким течением.

В испытаниях принимал участие двадцать один пациент с сахарным диабетом 1-го типа. После «перезагрузки» иммунной системы бета-клетки поджелудочной железы перестали разрушаться и со временем восстановили продукцию инсулина. У большинства пациентов ремиссия оказалась длительной – в среднем 3,5 года, а один из них не принимает инсулин уже более восьми лет.

Однако такой продолжительный эффект наблюдался не у всех. У некоторых участников испытаний ремиссия длилась всего 6-7 месяцев. Это печально, но зато удалось выяснить, при каких исходных иммунологических параметрах пациента методика будет успешной, а при каких работу иммунной системы сбалансировать «перезагрузкой» не удастся. Ученые говорят об этом знании как о первом шаге к персонализированному подходу к лечению инсулинозависимого сахарного диабета.

Поскольку пересадка стволовых клеток связана с тяжелой иммуносупрессией, вряд ли этот способ лечения диабета станет массовым, но, тем не менее, в каких-то случаях он может быть хорошим вариантом для больного. Полученные в результате исследований знания помогут ученым в разработке других способов терапии этого заболевания.