• Читателям
  • Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
543
Папа – делай, как я!
Общество

Папа – делай, как я!

Считается, что подражание – это главная движущая сила, которая формирует у маленького ребенка основу для самосознания, умение отличать себя от других людей и понимать намерения окружающих, способствует освоению культурных норм. Поэтому воспитание детей обязательно включает в себя элементы подражания, а ученые в экспериментах пытаются понять, с какого возраста ребенок начинает осознавать суть этих взаимодействий 

Проблему детского подражания можно считать классической для психологии – ею занимались еще в конце XIX в. Сегодня признано, что эта форма поведения вносит важный вклад в формирование интеллекта и самой личности ребенка, помогая ему адаптироваться к жизни в социуме. Считается, что подражание другому человеку является способом понять его и одновременно сформировать представление о самом себе. 

Подражая взрослому, младенец получает возможность увидеть ответ на свои действия и таким образом понять их значение и оценить их «со стороны». Таким образом он получает опыт, который позволяет ему ориентироваться в мире предметов и человеческих взаимоотношений. Однако нет надежных доказательств, что дети первого года жизни отличают подражание от других типов взаимодействия, – немногочисленные исследования на эту тему дают противоречивые результаты.

Ученые из Швеции и Польши провели эксперименты с участием 16 полугодовалых младенцев, в ходе которых экспериментатор при общении с детьми использовал четыре варианта поведения. Он, во-первых, мог «зеркально» либо контралатерально (на противоположной стороне) повторять движения тела и мимику ребенка. Либо он мог повторять только движения тела, без мимики, или вообще не копировать ребенка, общаясь с ним обычным, произвольным образом.

Судя по результатам, уже в возрасте шести месяцев дети хорошо понимают, когда их действиям подражают. По крайней мере, в случае одного из двух первых экспериментальных вариантов, когда исследователь повторял движения и мимику ребенка, дети смотрели на взрослого дольше, улыбались и тянулись к нему. 

У младенцев при этом могло появляться так называемое «тестирующее поведение», когда они в свою очередь начинали повторять действия экспериментатора несколько раз, меняя его (к примеру, ускоряя или замедляя темп). Так, если ребенок стукнул по столу, а исследователь повторил это за ним, ребенок мог затем несколько раз ударить по столу, внимательно наблюдая за реакцией. Это говорит о том, что ребенок понимает намерение взрослого копировать его действия и осознает связь между своим поведением и действиями другого человека. 

Результаты этой работы говорят о том, что когда мы подражаем действиям ребенка, мы тем самым побуждаем его к просоциальному поведению. Ведь от тестирующего поведения недалеко и до социальных игр. А выражение удовольствия (например, улыбку) в ответ на подражание можно трактовать как признак способности и готовности участвовать в совместных действиях с общими целями и намерениями. И все это работает уже в шестимесячном возрасте!

Так что вполне возможно, что именно в результате практики взаимного подражания дети очень рано начинают получать те социальные и когнитивные навыки, которые во многом и делают нас людьми.

Фото: https://www.wallpaperflare.com

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!