• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
2855
Гибриды клещей могут стать носителями новых инфекций
Биология
Голодный иксодовый клещ. © CC BY 2.0, фото John Tann

Гибриды клещей могут стать носителями новых инфекций

Нынешняя пандемия служит ярким примером того, к каким последствиям для сообщества может привести появление организма с новыми свойствами. И процесс образования новых форм и видов не останавливается. Не так давно появился новый участник и в системе «клещевые инфекции-переносчик-человек» – им стал гибрид между двумя видами иксодовых клещей, обитающих в Западной Сибири. Пока специалисты могут лишь гадать, как этот факт повлияет на отношения между переносчиком инфекций и человеком как потенциальной жертвой, а также на самих инфекционных агентов, переносимых клещами

Иксодовые клещи встречаются во всех частях света, включая Арктику и Антарктику, и в различных климатических зонах, от тайги до пустыни.  Для животных основную угрозу представляет высокая кровопотеря либо тяжелая интоксикация из-за массового паразитирования на них клещей: так, на одной корове одновременно могут прокармливаться десятки, а за сезон – сотни клещей, и суммарные кровопотери при этом исчисляются литрами! 

Для человека и его домашних питомцев главная опасность иксодовых клещей в том, что они служат переносчиками целого ряда вирусных, бактериальных и протозойных инфекций – заразиться можно даже при единичном укусе. 

За последние десятилетия ареал иксодовых клещей в мире изменился и расширился. Так, в нашей стране с проблемой клещевых инфекций, в том числе вирусного клещевого энцефалита, сейчас сталкиваются жители уже не только восточных, но и западных регионов. Одна из причин этого явления – потепление климата: во многих регионах планеты зимы стали короче и мягче, и клещи легче переносят зимовку. 

К примеру, в России с 1960-х гг. северная граница ареала таежного клеща (Ixodes persulcatus) переместилась к северу еще на 150–200 км и теперь проходит по южным районам Карелии. Сегодня этот вид встречается у нас на огромной территории, от Московской и Ленинградской областей на западе до побережья Тихого океана на востоке.

Ареал клеща Павловского (Ixodes pavlovskyi) разделен на две изолированные части – восточную (на Дальнем Востоке) и западную (в Южной Сибири). В западной части ареала этот клещ еще недавно обитал лишь на Алтае и в других горных районах, но в последние года он тоже продвинулся на север и теперь широко встречается в равнинных районах Новосибирской и Томской областей. 

Фактически, в Западной Сибири клещи этих двух видов сегодня обитают буквально «бок о бок». К тому же по своей морфологии, генетическим признакам и поведенческой активности они очень похожи. Преимуществом клеща Павловского можно считать более короткий жизненный цикл, благодаря чему у него быстрее идет смена поколений. А также  – способность взрослых особей паразитировать на птицах, которых в районах, плотно заселенных человеком, больше, чем крупных млекопитающих – основных прокормителей таежного клеща. При этом оба эти вида служат переносчиками возбудителей одних и тех же инфекций, хотя их встречаемость у клещей существенно различается.

Перемещение на север ареала популяции клеща Павловского и его перекрывание с ареалом таежного клеща совпало с еще одним феноменом – обнаружением гибридов, т.е. особей, которые несли морфологические и генетические признаки обоих видов.

Вообще межвидовое скрещивание (гибридизация) – явление, достаточно распространенное среди близкородственных видов иксодовых клещей. К примеру, клещи с признаками гибридов были обнаружены в местах перекрывания областей обитания таежного и широко распространенного в Европе европейского лесного клеща (Ixodes ricinus). Однако потомство, полученное при лабораторном скрещивании этих двух видов, оказалось бесплодным. 

Но в нашем случае ситуация оказалась иной. Во всех местах обитания клеща Павловского (в Томской, Новосибирской областях и Республике Алтай) одновременно с таежным с помощью молекулярно-генетического анализа удалось обнаружить клещей с гибридным генотипом. Кое-где численность гибридов составляла до трети от общего числа клещей, а самое главное – среди них были гибриды не только первого, но и второго поколения. А это значит, что при скрещивании эти два вида могут давать плодовитое потомство. 

Как известно, у животных гибридизация может, хотя и редко, привести к формированию нового вида. В этом смысле интересно наблюдение, что тот клещ Павловского, который сейчас широко распространен в Западной Сибири, по ряду признаков отличается от клеща, описанного в прошлом веке. 

В частности, «западный» вариант клеща стал гораздо охотнее нападать на человека. Кроме того, он «изменил» горным лесным местообитаниям: сейчас наиболее высокая численность этих клещей зафиксирована в равнинных лесопарковых зонах, с высокой антропогенной нагрузкой. Все это дает основание считать, что мы, возможно, имеем дело с «новым» I. pavlovskyi, образовавшемся в результате многократного возвратного скрещивания гибридных клещей с родительской формой. 

Однако нам с практической точки зрения важно другое: как появление гибридов между таежным клещом и клещом Павловского может отразиться на вероятности быть укушенным, и не может ли это привести к появлению новых, более опасных для человека штаммов инфекционных агентов?

С уверенностью можно сказать лишь одно: так как возможны разные варианты скрещивания, то генетическая изменчивость клещей в природном очаге, где одновременно обитают родительские виды и их гибриды, будет существенно выше обычной. Предположительно, это может привести к увеличению периода активности клещей и расширению круга их потенциальных хозяев. А поскольку клещи с гибридным генотипом могут оказаться более «гибкими» по отношению к среде обитания, чем родительские виды, и лучше адаптироваться к новым условиям, то возможно и дальнейшее расширение ареала клещей и, соответственно, переносимых ими инфекций. 

Также не исключено, что повышение разнообразия среди переносчиков инфекционных агентов может привести к повышению изменчивости среди последних. Ведь организм гибридной особи является для возбудителей инфекций, вирусов или бактерий «новой средой», и чтобы приспособиться к ней, они могут видоизменяться, утрачивая старые и приобретая новые свойства. Это все та же эволюционная рулетка, и единственное, что мы можем сделать, – внимательно следить за ее ходом.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!