2082
Пересадка свиных почек: генеральная «репетиция» на человеке
Мини-свинья, выведенная для использования в биомедицинских исследованиях и для донорства органов

Пересадка свиных почек: генеральная «репетиция» на человеке

Недавно ученые из США и Австралии провели первую трансплантацию человеку почек генетически модифицированных свиней. Операция прошла успешно с одним уточнением: мозг пациента был уже мертв, а сам эксперимент продлился всего трое суток

Как известно, органов для пересадки критически не хватает. В частности, не дождавшись очереди на трансплантацию, ежегодно умирает множество людей с тяжелыми болезнями почек. Выходом из положения может стать ксенотрансплантация – пересадка органов животных. При этом наиболее подходящим потенциальным донором считаются свиньи, ткани и органы которых очень сходны с человеческими.

Но сходство это хотя и велико, но относительно. Во-первых, органы обычных свиней больше человеческих, поэтому сначала пришлось вывести особые породы миниатюрных свиней.

Другая серьезнейшая проблема пересадки органов животных связана с самой главной трудностью в трансплантологии – реакцией отторжения трансплантата иммунной системой реципиента. В случае развития острой реакции пациенту назначают специальную терапию – другой вопрос, насколько она окажется успешной. Однако при сверхостром отторжении, которое происходит буквально в первые пару суток после операции и которое невозможно подавить медикаментозно, пересаженный орган удаляют. Сверхострая реакция изредка бывает и при пересадке человеческих органов, но при ксенотрансплантации она служит главной угрозой.

Ученые пытаются решить проблему, редактируя геном свиней, чтобы улучшить совместимость их тканей с человеческими. Но как проверить «качество» подобных трансплантатов, ведь для таких экспериментов подходит только сам человек?

Недавно исследователи под руководством специалистов из Алабамского Университета (США) разработали схему эксперимента, в котором в качестве реципиентов рассматривались люди – потенциальные доноры органов, но которые не подошли для донорства по каким-то причинам. И в первом модельном эксперименте две свиные почки были пересажены человеку, у которого констатировали смерть мозга. Сама процедура трансплантации была максимально приближена к реальной.

Обе пересаженные почки оставались жизнеспособными до прекращения эксперимента через 3 суток, в течение которых сверхострого отторжения не наблюдалось. Почки фильтровали кровь и производили мочу. Правда, с мочой по пока неизвестной причине не выделялся креатинин, количество которого отражает уровень клубочковой фильтрации – то есть, собственно, эффективность работы этого органа.

При этом исследователи не зафиксировали признаков возникновения химеризма (присутствия в одном организме генетически разнородных клеток), а также появления в крови человека таких свиных патогенов, как ретровирусы. Не подтвердились и опасения, что почка свиней не выдержит человеческого кровяного давления, которое у этих животных значительно ниже.

Конечно, пока речь идет пока только о модельных экспериментах – когда подобные пересадки станут доступны больным, сказать нельзя. Однако эта достаточно успешная «репетиция» позволила получить ответы на одни вопросы и поставить другие, что дало направление дальнейшим исследованиям в этой области.