Найдены ранние маркеры хронической реакции «трансплантат против хозяина»
В мире ежегодно проводится около 50 тыс. трансплантаций костного мозга. Часто это единственная возможность излечиться для пациентов с лейкозами – раком крови. Но у такой процедуры бывает грозный побочный эффект – реакция «трансплантат против хозяина», причем иногда ее видимые признаки появляются слишком поздно для успешного лечения. Недавно ученые нашли три ранних молекулярных маркера этой реакции, причем два из них – с неожиданными функциями
При пересадке костного мозга, содержащего кроветворные стволовые клетки, человеку фактически пересаживаются и клетки иммунной системы другого организма. И они впоследствии могут атаковать ткани реципиента, считая тех «чужаками», – так развивается реакция «трансплантат против хозяина» (РТПХ). Эта реакция бывает острая – развивающаяся непосредственно после трансплантации, и хроническая, которая постепенно поражает органы и ткани, приводя к инвалидности и смерти.
Хроническая РТПХ может поражать почти любой орган, а симптомы варьируют от легких (например, сухость глаз или сыпь) до тяжелых, с поражением сразу нескольких органов. На поздних стадиях развиваются фиброзные поражения: в очагах воспаления происходит разрастание соединительной ткани вместо нормальной функциональной.
Проблема в том, что, несмотря на довольно обширные исследования, проверенных лабораторных тестов для оценки вероятности развития РТПХ у пациентов без клинически выраженного заболевания до сих пор не создано. Диагноз хронической РТПХ часто ставят слишком поздно, а подтверждают с помощью биопсии. К тому времени фиброз заходит уже далеко, и дисфункция органов налицо. А учитывая увеличение числа трансплантаций костного мозга (на 10–15 % в год), становится понятно, что проблема РТПХ только обостряется.
К слову, недавно прошли успешные клинические испытания новой схемы профилактической терапии РТПХ, которая предотвращает рецидивы и улучшает выживаемость пациентов, но проблему РТПХ это не решило. Для этого нужно найти ранние маркеры РТПХ, чтобы выявить процесс в самом начале, когда болезнь еще поддается лечению.
Недавно исследователи из США обнаружили три биомаркера риска развития РТПХ, которые можно определить уже через три месяца после трансплантации – задолго до появления клинических признаков. Один из них – белок CXCL9 – является хемокином, регулирующим передвижение определенных иммунных клеток из крови в пораженные органы. Это было вполне ожидаемо, чего нельзя сказать о двух других маркерах: ферменте MMP3, участвующем в развитии фиброзирующих заболеваний легких, и гликопротеине DKK3, также способствующем фиброзу.
Странность заключалась в том, что всего через три месяца после пересадки логичнее было бы обнаружить маркеры воспаления, а не ремоделирования тканей и фиброза. К тому же DKK3, например, обычно находили на поздних стадиях РТПХ, уже при наличии фиброза. Исследователи предположили, что увеличение уровня этих маркеров отражает восстановление тканей после острой РТПХ либо инфекции – все эти факторы могут провоцировать хроническую форму реакции.
Значимость всех трех маркеров риска развития хронической РТПХ была подтверждена при анализе образцов плазмы крови почти тысячи пациентов. Суммарная оценка по всем трем биомаркерам действительно позволяла предсказать возникновение хронической РТПХ в течение 5–11 месяцев после трансплантации. Аналогичные результаты были получены и на животной модели этого заболевания.
Следующим шагом должно стать создание алгоритма, позволяющего оценить риск развития РТПХ у людей, перенесших трансплантацию костного мозга, что даст возможность вовремя принять необходимые меры.
Фото: https://commons.wikimedia.org