• Авторам
  • Партнерам
  • Студентам
  • Библиотекам
  • Рекламодателям
  • Контакты
  • Язык: English version
482
Персонализированная «вакцина» против рецидива рака почки прошла первый этап клинических испытаний
Медицина
Мигрирующая раковая клетка (красным окрашены микротрубочки «транспортной системы»)

Персонализированная «вакцина» против рецидива рака почки прошла первый этап клинических испытаний

Каждый год в мире диагностируется более 400 тыс. новых случаев почечно-клеточной карциномы. При стандартном хирургическом способе лечения этого онкологического заболевания почек высок риск рецидива. Решить эту проблему должна персонализированная противораковая вакцина, которая успешно прошла первый этап клинических испытаний

Противораковые вакцины – один из видов иммунотерапии рака – активируют собственную иммунную систему больного, нацеливая ее на клетки злокачественной опухоли. Персонализированные вакцины, которые создаются для каждого пациента индивидуально, учитывают молекулярные особенности конкретной опухоли.

Как известно, в зависимости от типа рака опухолевые клетки имеют мутации, иногда многочисленные, которые отличают их от здоровых клеток. В ходе исследования эти мутации можно выявить, идентифицировать мутантные белки и установить, какие их участки изменились в сравнении с нормальными белками.

Такие участки – неоантигены – должны распознаваться иммунной системой как чужеродные, а несущие их клетки – вовремя уничтожаться. Но если иммунитет не справился, развивается рак. Задача противораковой вакцины – «обучить» иммунные клетки распознавать эти конкретные неоантигены.

Вакцинный продукт содержит пептиды (участки неоантигенов) в смеси с адъювантами – «усилителями» иммунитета, что помогает активизировать противораковые способности иммунной системы больного. В роли адъювантов могут выступать разные биологические и синтетические соединения, к примеру, бактериальные токсины, или онколитические вирусы.

Персонализированные противораковые вакцины, разработанные для снижения риска рецидивов меланомы (рака кожи), в сочетании с иммунотерапевтическим препаратом пембролизумабом снижали риск рецидива или летального исхода на 44%. Но этот вид рака отличается очень высокой мутационной активностью, поэтому в клетках меланомы обычно очень много неоантигенов. Рак почки относится к опухолям с низкой мутационной нагрузкой, поэтому ранее ученые сталкивались с трудностями при попытке использовать противораковые вакцины.

Гистологический препарат наиболее частого типа рака почки – светлоклеточной почечно-клеточной карциномы, происходящей из клеток почечных канальцев. © CC BY-SA 3.0/ Nephron

Однако сейчас исследователи из США, похоже, добились успеха. Они создали вакцинные продукты, используя как адъювант экспериментальный препарат poly-ICLC – синтетические двухцепочечные молекулы нуклеиновой кислоты (РНК), которые иммунная система человека воспринимает как вирусные.

Исследователи опробовали этот подход в рамках первой фазы клинических испытаний, продолжавшихся 3 года, в которых участвовало 9 пациентов со светлоклеточной почечно-клеточной карциномой (этот тип рака характеризуется высоким риском рецидива после хирургического удаления опухоли). Пять из девяти пациентов вместе с персонализированной вакциной получили иммунотерапевтический препарат ипилимумаб, одобренный для терапии рака почки, хотя и не отличающийся высокой эффективностью.

Вакцина доказала свою безопасность, при этом она успешно вызвала Т-клеточный иммунный ответ против неоантигенов у всех участников испытаний. Индуцированные клоны Т-клеток обнаруживались в организме в течение всех трех лет наблюдения, а у семи из девяти пациентов была отмечена иммунная реактивность против клеток опухоли. Рецидива за время исследования ни у одного участника не случилось.

Однако пока нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что вакцина предотвращает рецидив болезни, – для этого нужны более долгие испытания и на большей выборке. Также пока неясно, почему на силу иммунного ответа практически не влияла добавка ипилимумаба. Возможно, для повышения эффективности препарата потребуется изменение протокола его совместного применения с противораковыми вакцинами.

Конечно, в любом случае такие вакцины вряд ли станут панацеей при наличии в организме большого объема опухолевой ткани. Однако они могут оказаться действенным средством для предотвращения рецидива после операции или других видов терапии, в том числе при опухолях с относительно небольшим числом мутаций. Ведь, как известно, вторичные опухоли образуются из небольшого количества неудаленных скальпелем и «недобитых» химиотерапией раковых клеток.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Публикации по теме:

Иммунотерапия рака, или как обучить иммунитет команде «фас!»

Нобелевская премия по физиологии и медицине 2018 – за помощь иммунитету в его борьбе с раковыми клетками

Во власти опухоли: почему метастазы так трудно остановить?

На пути к персонализированной медицине. Динамическая модель развития опухоли

«Точная» онкология против «слабых мест» опухоли

Как вирусы помогут вылечить рак

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!