Прыжок в воздух – и нерка избавилась от накожных паразитов!
Самец нерки в брачном наряде

Прыжок в воздух – и нерка избавилась от накожных паразитов!

Многие рыбы, включая представителей хорошо известного семейства лососевых, умеют прыгать, довольно высоко «взлетая» над водой. Зачем они это делают? Предположений на этот счет немало: например, таким способом хищные рыбы могут настигать добычу, а их жертвы, напротив, спасаться от нападения. Рыба может выпрыгнуть из воды, чего-то испугавшись, или для своего удовольствия, просто играючи… Те же лососевые таким манером преодолевают препятствия, такие как водопады, когда идут на нерест. Но почему тогда прыгают молодые лососи, обитающие в спокойной воде?

Нерка (Oncorhynchus nerka) не нуждается в представлениях: эту рыбу семейства лососевых любят за необычные ярко-красное мясо и икру, особенно богатые полезными витаминами и микроэлементами. А вот исследователей из Университета Саймона Фрейзера (Канада) привлекли не гастрономические достоинства этого лосося, а его курьезное поведение. Как оказалось, эти рыбы могут выпрыгивать до 30 см вверх над водой, и делают это за день в среднем 9 раз! Причем не ради охоты, так как рацион нерки состоит почти исключительно из крошечного водного зоопланктона, и не от страха, так как в эксперименте в ответ на угрозу они обычно «разбегаются» в разные стороны.

Ученые выдвинули гипотезу, что таким образом рыба стряхивает с себя прикрепившихся копепод – небольших паразитических ракообразных. Но до последнего времени эту идею не проверяли экспериментально, хотя было установлено, что рыба, на которой есть паразиты, выпрыгивает из воды в 14 раз чаще, чем здоровая.

Кета прыгает

Сейчас исследователи поставили эксперимент на молодых особях нерки, зараженных паразитами. Одной группе рыб разрешили вести себя естественным образом, т.е. они могли прыгать, а второй группе прыгать «запретили», покрыв поверхность водоема сеткой. Через 3 дня выяснилось, что у рыб, лишенных прыжков, число паразитов было чуть ли не на треть больше, чем у «прыгунов». Было даже посчитано, что избавиться от одного паразита можно в среднем за 56 (!) прыжков.

Кстати сказать, подобное поведение для нерки – довольно рискованное предприятие, так как в воздухе она может стать легкой добычей для хищных птиц. Оно к тому же и энергетически весьма затратно. Но, по-видимому, все эти негативные последствия мало что значат по сравнению с тем облегчением, которое наступает при избавлении от вгрызающегося в тело паразита. Ведь у рыбы, по сравнению с млекопитающими, нет ни рук, ни ног, ни порядочного хвоста или зубов, чтобы выкусить надоеду! Только и остается, что прыгать…