Две активные Х-хромосомы в плаценте защищают женский эмбрион от задержки в развитии
Физиология

Беременность, к сожалению, не всегда протекает гладко: среди распространенных осложнений специалисты особо выделяют задержку внутриутробного развития плода, а также преэклампсию – патологическое состояние, характеризующееся повышением артериального давления и поражением почек. Вероятность возникновения этих отклонений от нормы зависит от пола будущего ребенка, но о причинах такого «гендерного неравенства» до недавнего времени не было ничего известно

Как известно, задержка развития человеческого эмбриона чаще всего наблюдается в том случае, если женщина вынашивает мальчика, а вот преэкламсия – если девочку. С чем же это связано? Недавно ученые из Кембриджского университета (Великобритания) провели исследование, результаты которого частично дали ответ на этот вопрос. Для этого исследователи проанализировали образцы крови и плаценты (органа, который связывает организмы плода и матери во время беременности) примерно 4 тыс. женщин, вынашивающих своего первого ребенка.

Сравнив генетический профиль транскриптома, т.е. содержание в плаценте РНК-продуктов «считывания» генов в случаях беременности мальчиком или девочкой, они обнаружили серьезные различия в зависимости от пола ребенка, которые были связаны с особенностями функционирования Х-хромосом плода. Как известно, в клетках млекопитающих женского пола, в отличие от мужского, таких хромосом две (у мужчин, соответственно, одна Х и одна Y). В норме у женщин «работает» только одна из двух X-хромосом, а вторая находится в инактивированном состоянии, т.е. генетическая информация с нее не считывается. Но оказалось, что в плаценте могут активироваться гены обеих X-хромосом, в результате чего продуктов этих генов синтезируется больше, чем в мужском организме.

Один из таких генов кодирует фермент сперминсинтазу, участвующую в синтезе спермина – соединения, важного для работы разнообразных клеточных механизмов, включая аутофагию (один из вариантов программируемой клеточной гибели), подавление развития опухолевых клеток, регуляцию иммунитета, и т.д. Повышенный уровень производного спермина – диацетилспермина, обнаружился в сыворотке крови женщин, беременных девочкой. Выяснилось, что высокий уровень этого метаболита в крови был прямо связан с развитием преэклампсии и, напротив, снижал вероятность задержки развития плода. И в этом смысле содержание диацетилспермина может стать прогностическим маркером риска развития этих осложнений.

Исследователи подтвердили свои выводы в эксперименте на культуре клеток мужского и женского трофобласта – наружного слоя зародышевых клеток, из которых впоследствии развивается плацента. Было установлено, что клетки мужского трофобласта более восприимчивы к токсическим эффектам препарата, блокирующего синтеза спермина, чем клетки женского трофобласта.

По мнению ученых, полученные результаты можно интерпретировать в свете представлений эволюционной биологии, согласно которым женский плод имеет преимущество в выживании над мужским в случае проблемной беременности. Можно предположить, что усиленный обмен спермина дает эмбриону-девочке такое преимущество, учитывая «профилактику» задержки развития. Развитие же преэклампсии является следствием «отбирания» части ресурсов у матери.