Растения-мигранты: агрессоры и трансформеры
Эхиноцистис лопастный (среди дачников известный как «бешеный огурец») попал из Северной Америки в Европу через ботанические сады и коллекционеров экзотики. Фото С. А. Шереметовой

Растения-мигранты: агрессоры и трансформеры

Многим из нас не понаслышке знакомы ярко-желтые метелки золотой розги, буйные плети «бешеного огурца», нежные лиловые цветы лугового василька… Разве могут эти обычные представители флоры представлять какую-то опасность? Оказывается – могут. Все эти, а также еще сотни растений-чужаков, занесенные из других регионов и даже континентов, являются реальной угрозой биоразнообразию природных сообществ, захватывая все новые местообитания и вытесняя растения-аборигены

Растения сами по себе не способны активно двигаться, зато в качестве компенсации у них появились многочисленные приспособления для расселения семян, что позволяет им распространяться на большие расстояния с помощью ветра, воды или животных. И человек, порой сознательно, а порой даже не задумываясь об этом, включается в эти процессы. Так вместе с первыми европейцами в Северной Америке появился подорожник, окрещенный индейцами «следом белого человека».

Но если сотни лет назад такие случаи были единичны, то в наше время расселение по земному шару чужеродных растений приняло огромные масштабы благодаря массовой миграции населения, движению транспорта и обороту грузов. А глобальное потепление позволяет этим мигрантам успешно выживать в новых климатических условиях, в том числе в северных широтах.

Недавняя инвентаризация чужеродных видов растений на огромной (около 83 % поверхности Земли) территории показала, что человечество несет ответственность за распространение за пределами естественных ареалов свыше 13 тыс. видов! К примеру, Европа стала новым домом для более чем 4 тыс. растений-мигрантов

Чем опасны такие незаконные пришельцы? Так называемые инвазионные виды способны быстро расширять свой ареал, вытесняя местную флору. Наибольшую угрозу представляют виды-трансформеры, которые образуют одновидовые группировки, препятствуя возобновлению аборигенных видов и меняя сам облик экосистем. Некоторые из этих растений могут вызывать аллергические реакции у людей и ​отравления у животных: только в Европе ущерб от таких видов оценивают в 28 млн долларов в год.

В России сейчас насчитывается как минимум 730 видов инвазионных растений. Среди них – известный многим борщевик Сосновского, содержащий вещества, повышающие чувствительность нашей кожи к ультрафиолету, что приводит к развитию дерматита в виде долго не заживающего ожога. Родом с Кавказа, этот вид в прошлом веке культивировался у нас как силосная культура, а сегодня превратился в злостный сорняк, борьба с которым не приносит видимых результатов.

Еще один неприятный пришелец – болиголов пятнистый – в наши дни встречается на обширных территориях от западных границ РФ до Сибири, включая Алтай. Это ядовитое растение содержит вещества, по действию схожие с кураре, и при сильном отравлении способно вызвать смерть вследствие паралича дыхательной мускулатуры. Сок именно этого растения вместе с соком цикуты был налит в смертельной кубок, который выпил Сократ.

Отличить болиголов пятнистый от других его собратьев из семейства сельдерейных можно по толстому стеблю, покрытому пурпурно-фиолетовыми пятнами, а также по неприятному мышиному запаху растертых листьев. Фото А. Л. Эбеля

К некоторым инвазионным видам мы настолько привыкли, что давно считаем «родными», даже не подозревая о вреде, который они приносят. Взять хотя бы американский клен. Впервые его начали выращивать в Императорском ботаническом саду в Санкт-Петербурге около 200 лет назад, а при советской власти активно использовали для городского озеленения и создания лесозащитных полос. В наши дни американский клен буквально заполонил не только города, но и поймы рек, где образует так называемые мертвопокровные леса без кустарников и травы.

Проникновение чужеродных видов в дикую природу из ботанических садов и оранжерей – довольно частое явление. Именно этот путь прошли такие популярные у дачников и садоводов растения, как канадская золотая розга и эхиноцистис лопастный, больше известный как «бешеный огурец». Родом из Северной Америки, оба эти вида уже сейчас активно завоевывают новые местообитания.

Конечно, есть такие чужеродные растения, которые можно считать удачным приобретением. К примеру, подсолнечник клубненосный, или топинамбур, является ценной пищевой, лекарственной, медоносной и кормовой культурой. Или известная многим американская (пахучая) ромашка, которую используют в медицине наряду с обычной лечебной ромашкой.

Топинамбур («земляная груша») в диком виде встречается в Северной Америке, а со второй половины XIX в. культивируется в разных регионах Европы. С конца прошлого века начал проникать в естественные экосистемы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Фото Р. Т. Шереметова

С дальнейшим развитием глобализации процессы расселения растений за пределы их естественных ареалов будут только нарастать. Так что через несколько десятков лет наши дети и внуки будут страдать от чужеродных растений, которые завозятся сегодня.

Но есть и хорошая новость: естественные экосистемы в целом обладают поразительной устойчивостью к проникновению «мигрантов». Мы сами создаем для инвазионных растений оптимальные условия для жизни и распространения. Чужеродные виды обычно сначала захватывают «нарушенные» земли – окраины дорог и населенных пунктов, залежи и отвалы угольных и горнодобывающих предприятий. Поэтому чем меньше будет таких грубых вмешательств человека в естественную среду, тем меньше жизненного пространства останется для растений-агрессоров.

Подробнее читайте в журнале «НАУКА из первых рук»