Соль как модулятор иммунитета при раке – пока на мышах
Медицина

Соль как модулятор иммунитета при раке – пока на мышах

Один из расхожих советов по поводу здорового питания – есть меньше соли. Действительно, диета с большим содержанием «белого яда», как часто называют соль, способствует развитию не только гипертонии, но и воспалительных процессов. Однако недавно было показано, что в случае онкозаболеваний последний эффект может оказаться полезен – по крайней мере, для мышей

Известно, что при высоком содержании в пище соль (хлорид натрия, NaCl) действует как мощный иммуномодулятор, вызывая или усугубляя (при некоторых аутоиммунных заболеваниях) воспалительные реакции организма. Но нельзя ли использовать это свойство соли во благо у онкологических больных?

Раковая опухоль оказывает не только местное, но и мощное системное воздействие на организм. В частности, она вызывает падение уровня глюкозы в крови и расстройство электролитного баланса, в том числе снижение в крови уровня натрия.

Предположение, что ионы Na+ и K+ влияют на рост раковых клеток, было впервые высказано почти сто лет назад – еще в 1933 г. Но только в последние годы на лабораторных «мышиных моделях» рака было показано, что рацион, содержащий большое количество соли, уменьшает опухолевый рост. Но механизмы этого феномена до сих пор были практически не изучены.

Чтоб заполнить этот пробел, ученые из Индии имплантировали лабораторным мышам клетки меланомы – злокачественного образования кожи, которые развились в опухоли. Одна группа таких мышей получала пищу с обычным (0,9%) содержанием соли, другая – на 1% выше нормы и третья группа – высокосолевую (на 4% выше нормы).

В первых двух группах уровень ионов Na+ в крови оказался более чем на треть ниже по сравнению со здоровыми животными. А в третьей группе, получавшей высокосолевую диету, уровень натрия восстановился до нормы. У этих мышей был также подавлен рост опухолей, которые к тому же давали меньше метастазов, а выживаемость была выше.

Оказалось, что у мышей, которые ели много соли, более активно работали натуральные киллеры (NK-клетки) – лимфоциты, которые умеют распознавать и уничтожать опухолевые клетки, первая врожденная линия обороны организма. Обычно при развитии раковых опухолей активность этих иммунных клеток подавляется, однако высокосолевая диета в этом случае имела защитный эффект.

NK-клетка (натуральный киллер) – цитотоксический лимфоцит человека.  Сканирующая электронная микроскопия. © NIAID

Однако экспериментаторы на этом не остановились.

Как известно, на лимфоцитах имеются особые рецепторы (PD-1), которые активируются при «встрече» с опухолевыми антигенами – именно такие иммунные клетки начинают уничтожать раковую опухоль. Но опухоль умеет защищаться: она производит молекулы, которые связываются с PD-1 и таким образом останавливают размножение лимфоцитов-убийц.

Поэтому при одном из вариантов иммунотерапии рака больным вводят антитела к PD-1, которые защищают иммунные клетки от воздействия опухоли. Оказалось, что если такую терапию у мышей сочетать с высокосолевой диетой, то скорость роста меланомы у них подавляется в 10 раз!

Кстати сказать, у людей анти-PD1 иммунотерапия во многих случаях оказывается неэффективной. Один из маркеров успеха – высокое содержание в крови соединения гиппурата. Его уровень оказался выше у мышей, находящихся на высокосолевой диете. А в фекалиях этих животных обнаружилось повышенное количество бифидобактерий, которые способствуют более результативной иммунотерапии рака у лабораторных животных и человека. Ранее же было показано, что гиппурат является одним из побочных продуктов важного метаболического пути у этих бактерий.

Чтобы прояснить и подтвердить обнаруженную закономерность: «высокосолевая диета – бифидобактерии – гиппурат – лимфоциты-убийцы (NК-клетки) – подавление опухоли», исследователи провели еще несколько экспериментов, воздействуя на некоторые звенья этой цепочки.

В частности, с помощью антибиотиков они «вырубили» кишечную микрофлору у группы мышей на высокосолевой диете, и соль перестала оказывать защитное противораковое действие. Однако этот эффект у них восстановился после пересадки фекального материала от особей, которым не давали антибиотики.

Механизм оказался простым. Высокосолевая диета повышает проницаемость кишечной стенки, и бифидобактерии смогли перемещаться из кишечника мышей непосредственно к местам расположения опухолей. Этот вывод был подтвержден экспериментальным введением бифидобактерий непосредственно в опухоль, в результате чего в ней повысился уровень гиппурата, стимулирующего иммунные клетки. Кстати сказать, испытания, проведенные еще несколько лет назад, показали, что введение непосредственно в опухоль определенных бактерий позволяет ее уменьшить или даже совсем уничтожить.

Таким образом, основой повышения противоопухолевого иммунитета в случае высокосолевой диеты является взаимодействие между бифидобактериями, как важной части кишечной микрофлоры, и NK-клетками. На практике это означает, что соль, как минимум, может усилить эффект иммунотерапии рака, и, вполне возможно, не только у мышей, но и у людей.

Фото: https://pxhere.com, https://www.flickr.com