Самоубийство стареющих клеток может продлить жизнь
Физиология
Старые человеческие фибробласты с большой митохондриальной сетью (окраска красным), ядерная ДНК окрашена синим, места повреждения ДНК - зеленым

Самоубийство стареющих клеток может продлить жизнь

Феномен клеточного старения заключается в том, что после определенного количества делений или в результате повреждения ДНК или еще какого-то сильного стрессового фактора клетка утрачивает способность размножаться, хотя жить и секретировать разнообразные метаболиты может еще долго. С одной стороны, перестав делиться, клетка теряет шанс стать родоначальницей раковой опухоли. Но есть от стареющих клеток и немалый вред: секретируемые ими вещества негативно влияют на окружающие ткани, причем, как это ни парадоксально, способствуют, развитию в них опухолей, а также развитию других возраст-ассоциированных заболеваний. При этом количество стареющих, изношенных клеток в организме с каждым годом становится все больше…

Ученые из клиники Майо (Рочестер, Миннесота, США) еще в 2011 г. опубликовали работу, в которой они попытались реализовать идею предотвращения возрастных болезней с помощью удаления стареющих клеток из организма. В 2011 г. эта работа вошла в десятку выдающихся результатов по версии журнала «Science». С помощью методов генной инженерии была сконструирована линия быстро стареющих мышей, у которых стареющие клетки совершали «самоубийство» путем апоптоза в ответ на введение определенного препарата. Оказалось, что снижение количества стареющих клеток в организме мышей приводит к менее выраженному развитию признаков старения, хотя и не продлевает их жизнь.

Следующим шагом стали опыты над подобным же образом модифицированными мышами, но с нормально протекающими процессами старения. По достижении грызунами «среднего» возраста, исследователи дважды в неделю в течение 6 месяцев вводили им препарат, стимулирующий апоптоз стареющих клеток; таким способом в ряде тканей удается уничтожить от 50% до 70% стареющих клеток.

По окончании шестимесячного курса оказалось, что экспериментальные мыши во многих отношениях более здоровы, чем контрольные. Это было заметно, например, по состоянию почек, сердца и даже по поведению животных: мыши с удаленными стареющими клетками были более активными, чем обычные грызуны, которые вели себя подобно людям среднего возраста, предпочитающим сидение перед телевизором активному отдыху в клубе.

Но самое интересное – у мышей из нового эксперимента, в отличие от предыдущего, выполненного на линии быстро стареющих животных, разрушение стареющих клеток привело к увеличению более чем на 20% средней продолжительности жизни, что, вероятно, обусловлено более медленным ростом опухолей, хотя на само их формирование удаление стареющих клеток не повлияло. Правда, возрастные изменения памяти, мышечной силы и координации были одинаковы у экспериментальных и обычных мышей, то есть, удаление стареющих клеток не избавляет животных от старения полностью, хотя и замедляет его.

Ученым известны и другие подходы к замедлению старения, протестированные на животных, такие как удаление определенных генов, но вряд ли здравомыслящий человек будет, например, принимать лекарство в течение десятилетий, чтобы в итоге получить совсем незначительный эффект. Но удаление стареющих клеток, возможно, вполне реальный метод уменьшения проявлений старения у людей – если, конечно, будет найден приемлемый способ это делать – ведь пока исследователи для достижения эффекта были вынуждены мышей модифицировать. Однако уже идут успешные поиски соединений, позволяющих убивать стареющие клетки и у немодифицированных животных, так что, возможно, и испытания методики на людях не за горами.

По: http://www.sciencemag.org