Самый древний полный скелет саламандры помог «отредактировать» их эволюцию

Самый древний полный скелет саламандры помог «отредактировать» их эволюцию

Недавно в горах Шотландии был найден второй в мире целый скелет древнейшей саламандры, который преподнес исследователям сюрприз, позволив лучше разобраться в эволюции этих хвостатых земноводных

Саламандры внешне напоминают ящериц и также, как они, отличаются способностью к регенерации. Но в отличие от этих рептилий, саламандры умеют отращивать заново не только хвост и лапы, но и спинной мозг, часть головного мозга, хрусталик глаза и внутренние органы. Если понять, как они это делают, то не исключено, что какие-то «терапевтические приемы» этих амфибий удастся применить и к человеку.

Личинка португальской огненной саламандры (Salamandra s. gallaica), которая начинает приобретать свою характерную для наземного образа жизни алую окраску. © CC BY-NC-ND 2.0/John P Clare

Изучая саламандр, можно понять, как передвигались первые наземные позвоночные животные, имеющие лапы. А также узнать больше о присущей амфибиям неотении – способности всю жизнь провести в виде личинки и при этом даже обзавестись потомством! После вылупления из икринки саламандра может как остановиться в развитии на водной личиночной стадии, так и превратиться во взрослую особь и выйти на сушу, если условия в водоеме станут неблагоприятными. Такое явление не наблюдается больше ни у кого из позвоночных животных

В этом смысле важными могут оказаться и эволюционные аспекты биологии саламандр. Сегодня на планете насчитывается более 760 видов саламандр, а впервые они появились на Земле около 230 млн лет назад – одновременно с динозаврами.

Находки отдельных костей древнейших представителей этих земноводных нередки, но полный скелет был обнаружен лишь однажды – в 1970-х гг. на территории Казахстана. Это были останки представителя вида Karaurus sharovi, который жил в конце юрского периода – примерно 150 млн лет назад.

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета, Лондонского университетского колледжа, Оксфордского университета, Национального музея Шотландии и Лондонского музея истории обнаружили второй в мире полностью сохранившийся скелет доисторической хвостатой амфибии в среднеюрских отложениях на шотландском о. Скай. По оценкам исследователей, находке не менее 166 млн лет, так что на сегодня это самый древний полный скелет саламандры.

Останки вымершей амфибии рода Karaurus, музей динозавров в Праге

С помощью данных компьютерной томографии были созданы трехмерные реконструкции каждой кости, что позволило впервые визуализировать и детально описать все их анатомические особенности. Оказалось, что скелет принадлежит саламандре неизвестного ранее вида из вымершего рода Marmorerpeton, представители которого обитали на территории современной Великобритании около 166–168 млн лет назад.

Род Marmorerpeton (от греч. мarmaros – блестящий камень, каменная глыба) получил свое название в честь мраморных карьеров, где впервые были найдены останки его представителей. Новый вид был назван Marmorerpeton wakei – в память об американском исследователе биологии и эволюции саламандр Д. Вейке.

Чтобы понять, какое место на общем эволюционном древе занимает это животное, палеонтологи сравнили характеристики M. wakei и других известных доисторических саламандр, представителей современных саламандр и их ближайших предков, а также более архаичных амфибий.

Результаты этого биоинформационного анализа буквально перевернули взгляд на происхождение ныне живущих хвостатых амфибий. Оказалось, что часть животных, считавшихся древнейшими представителями современных саламандр, на самом деле относятся к более примитивным организмам. Ученые подчеркивают недооценку разнообразия более ранних «стволовых» саламандр и предостерегают представлять «образцами» их анатомии отдельные, уже известные на сегодня ископаемые виды.

Публикация подготовлена с использованием материалов пресс-службы СПбГУ