Сибирские археологи стали лауреатами премии Второго Шанхайского археологического форума
Ученые из новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН – академик РАН А.П. Деревянко и чл.-корр. РАН Н.В. Полосьмак – стали единственными российскими археологами, награжденными премией Второго Шанхайского археологического форума, проходившего 14–18 декабря 2015 г. в одном из крупнейших городов Китая. Так как оба лауреата не смогли присутствовать на церемонии награждения, премию за А.П. Деревянко получил его представитель, д.и.н. А.И. Кривошапкин, заместитель директора по научной работе ИАЭТ СО РАН и заведующий кафедрой археологии и этнографии ГФ НГУ
Шанхайский археологический форум (Shanghai Archaeology Forum, SAF) – это крупный проект, реализуемый совместно Институтом археологии Китайской академии социальных наук и правительством КНР, который призван содействовать изучению, охране и использованию мирового археологического наследия. На первом Шанхайском археологическим форуме «Мировая археология», состоявшемся в 2013 г., лауреатом в номинации «Археологические открытия»» стал проект археологов Уральского федерального университета «Священное место первых металлургов Урала».
Второй Шанхайский археологический форум, который прошел в декабре 2015 г., собрал более 250 участников из разных стран мира. В этом году лауреатами престижной премии стали 21 человек из 93-х поданных кандидатур, в том числе 10 – в номинации «Археологические открытия», и 11 – в номинации «Научные исследования». Среди награжденных – два российских археолога: научный руководитель ИАЭТ СО РАН, академик РАН А.П. Деревянко, опубликовавший первый том своего фундаментального труда «Три глобальные миграции человека в Евразии» под названием «Происхождение человека и заселение им Юго-Западной, Южной, Восточной, Юго-Восточной Азии и Кавказа» и главный научный сотрудник ИАЭТ СО РАН член-корреспондент Н.В. Полосьмак – за исследования погребений хуннской знати в могильнике Ноин-Ула (Северная Монголия).
По словам участника форума, д.и.н. А.И. Кривошапкина, «китайцы – иерархически мыслящие люди, у них все разложено по полочкам. И если человека наградили, то он или его представитель должны присутствовать на самом награждении. В случае Анатолия Пантелеевича Деревянко, который только что вернулся из экспедиции во Вьетнам, таким представителем оказался я. А так как для представителя Натальи Викторовны Полосьмак не удалось оперативно оформить визовые документы, ее премию отправили почтой».
Премия SAF Awards академику А.П. Деревянко будет вручена 25 декабря на торжественном праздновании 25-летия Института археологии и этнографии СО РАН.
По мнению А.И. Кривошапкина, «получить премию Шанхайского форума – очень престижно, ведь номинанты проходят очень серьезный отбор. Сначала организаторы форума обращаются к ведущим ученым из разных стран мира с просьбой выдвинуть кандидатуры, совершивших, по их мнению, самые важные археологические открытия за последние два года. Затем комитет из 150 ученых из 45 стран мира составляет рейтинг работ-номинантов, а затем еще один комитет уже из 38 экспертов мирового уровня составляет шорт-лист, в который в этом году попали 40 открытий. Итоговый список озвучивается уже на самом форуме. И то, что в этот раз в список лауреатов попали сразу два сибирских археолога, да еще и из одного института, – это очень почетно. Как известно, Нобелевской премии по археологии нет, и эта премия становится одной из самых престижных наград в археологии».
Представителей российской археологии на форуме было немного, как и номинантов из России. По мнению А.И. Кривошапкина проблема заключается в том, что российские ученые не торопятся продвигать результаты своих исследований в массы, а также в недостатке профессиональных научных журналистов. «Нам всем, российским археологам, нужен хороший пиар, нужно не стыдиться «хвастать» действительно выдающимися открытиями, которые у нас имеются. Да, в СМИ можно встретить много публикаций про уникальные находки в Денисовой пещере или в погребениях пазырыкской культуры на плато Укок, но ведь у нас есть и много других интересных находок и открытий. Да что там говорить, у нас практически каждая экспедиция – это новое открытие. И наш институт – не единственный в стране: очень эффективно работают и другие учреждения РАН, такие как Институт археологии РАН, Институт истории материальной культуры, да и другие региональные археологические центры.
Просто нужно научиться точно, доступно и увлекательно рассказывать о своей работе и наших достижениях. Думаю, в ближайшее время мы в своем институте создадим, наконец, собственную пресс-службу, тогда нам будет легче и проще работать в этом направлении – популяризации археологических исследований.
Проблема ведь и в том еще состоит, что в нашем научном сообществе бытует предвзятое отношение к современным СМИ. К примеру, этим летом в Страшной пещере в Алтайском крае мы нашли ископаемые кости – фалангу пальца древнего человека. Эта интересная находка, располагавшаяся в очень важном культурном слое, имеет потенциал стать серьезным открытием, но для этого нужно еще провести работы по ее датировке, палеогенетические исследования и т.д. По возвращении из экспедиции я дал интервью пресс-службе НГУ, которая поместила новость на своем ресурсе. А потом все и началось: перепечатка одним СМИ, вторым. В результате палец сначала превратился в череп, а потом и вовсе пошли фантастические идеи типа «находка из алтайской пещеры перечеркивает все эволюционные построения». Именно поэтому большинство российских ученых предпочитают молчать, чтобы потом не оправдываться перед коллегами.
Конечно, повышение профессионального уровня научной журналистики находится вне нашей компетенции, но мы можем предпринимать собственные шаги по продвижению, рекламе, если хотите, наших достижений. Так, наш институт решил ближе познакомиться с организационной структурой Шанхайского форума, мы хотим активно участвовать в отборе номинантов, в том числе на самой первой стадии – рекомендательной. Мы ведь лучше осведомлены о тех открытиях, которые проходят на нашей территории. Более того, если говорить про каменный век, то благодаря нашим открытиям, сделанным в Денисовой пещере, палеогенетики доказали, что человечество развивалось не совсем «по прямой». Часть генофонда досталась нам от других, более архаичных групп людей, таких как денисовцы и неандертальцы, которые не спешили сходить с эволюционной «арены» при появлении человека современного анатомического типа. Факты определили важнейшее направление в современных исследованиях археологов, центр которых бесспорно переместился в Сибирь. В этом отношении, мы уверены, наш регион и в дальнейшем будет основным генератором научных новостей, и нужно этим пользоваться, лоббировать свои интересы в международном научном сообществе».