Сигналы жировой ткани вызывают дегенерацию суставов
Слева – здоровый коленный сустав, справа – пораженный остеоартритом

Сигналы жировой ткани вызывают дегенерацию суставов

Остеоартрит – хроническое дегенеративно-воспалительное заболевание суставов, которое обычно связывают с повышенной механической нагрузкой из-за лишнего веса. Однако появились данные, что ожирение влияет на суставы непосредственно, через биохимические сигналы, посылаемые жировыми клетками, что открывает новые возможности терапии этого широко распространенного заболевания

Остеоартрит, или остеоартроз, – это заболевание суставов, в основе которого лежит истончение хряща, обеспечивающего гладкость суставных поверхностей и служащего амортизатором. Поврежденный хрящ «царапает» надкостницу патологическими костными наростами, а растяжение капсулы сустава, особенно при нагрузках, вызывает боль.

Основными причинами развития остеоартрита считаются дегенерация хрящевой ткани в пожилом возрасте, а также ​травмы и повторяющиеся однотипные движения. Кроме того, эта болезнь часто поражает людей с ожирением, которое считается одним из основных факторов риска развития остеоартрита из-за высоких механических нагрузок на суставы. В наши дни остеоартрит все чаще встречается у детей. Такую тенденцию связывают с ростом детского ожирения, особенно опасного в сочетании с травмами, которые чаще бывают у подростков.

Механизмы, с помощью которых ожирение приводит к возникновению и прогрессированию остеоартрита, не до конца понятны из-за сложных взаимодействий ряда факторов – обменных, биомеханических и воспалительных, сопровождающих ожирение. А так как основной причиной в этом случае признают простую перегрузку суставов на фоне повышенной массы тела, исследований связи между ожирением и остеоартритом немного

Недавно ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) провели эксперименты на лабораторных мышах с генетической предрасположенностью к одному из вариантов патологии жировой ткани (липодистрофии), при котором жировые клетки практически отсутствуют. Животных кормили пищей с очень высоким содержанием жиров. Но хотя мыши и прибавляли в весе (при такой патологии это происходит за счет мышечной массы) и даже проявляли признаки характерного для ожирения системного воспаления, остеоартрит у них не развивался. Он не появлялся даже в случае травмирования коленного сустава, обычно вызывающего быструю дегенерацию хряща.

Но когда исследователи имплантировали экспериментальным мышам небольшое количество жировой ткани, у животных начали проявляться признаки остеоартрита, хотя вес тела при этом практически не менялся.

По-видимому, в патофизиологии остеоартрита решающую роль играет сама жировая ткань, которая продуцирует неизвестный пока молекулярный фактор, повышающий восприимчивость хрящевой ткани к дегенерации. Ученые надеются, что как только они смогут определить эти соединения, их можно будет использовать в качестве «мишеней» при разработке новых терапевтических средств против этой болезни. А до тех пор в арсенале профилактики остеоартрита имеются лишь рекомендации по здоровому питанию и поддержанию нормального веса тела.