Слюна из жвачки: палеогенетики взяли на вооружение методы криминологии
Шведская береза

Слюна из жвачки: палеогенетики взяли на вооружение методы криминологии

Как только генетики научились выделять и анализировать ДНК из ископаемых останков, они начали работать совместно с биологами, археологами и историками. Но и в таких совместных исследованиях есть много проблем. Например, антропологические останки часто находят при раскопках погребений и ритуальных сооружений, из-за чего их трудно связать с предметами материальной культуры, позволяющих изучить быт древних обществ. Скандинавские ученые смогли преодолеть это затруднение, выделив человеческую ДНК из древних «жевательных резинок»

Люди появились в Скандинавии более 10 тыс. лет назад. Предполагается, что расселение по Скандинавскому полуострову в конце последнего ледникового периода шло по двум направлениям – с запада и с востока, что согласуется с археологическими данными, касающимися технологий изготовления орудий труда и предметов быта. Но строгих доказательств того, как именно происходили миграции и как распространялись технологии, невозможно было получить обычными для археологов методами.

В этом случае могли бы помочь исследования ДНК из ископаемых человеческих останков, но их в этом регионе сохранилось крайне мало. Однако команде норвежских и шведских ученых удалось решить проблему: ископаемую ДНК выделили из «жвачки», точнее – из слюны, сохранившейся в древней «жвачке», представляющей из себя что-то вроде мастики из березовой коры. Эту смолу древние скандинавы и просто жевали, и использовали в качестве «клея» при изготовлении и ремонте каменных орудий, а также деревянных и керамических сосудов.

Образцы для исследования были получены с местообитания Хусеби-Клев, стоянки охотников времен раннего мезолита на западном побережье современной Швеции. Раскопки здесь были произведены еще в начале 1990-х гг., но тогда технологий секвенирования древней ДНК еще не существовало. Сейчас же удалось получить геномные последовательности для двух женщин и одного мужчины.

Оказалось, что эти люди находились в близком генетическом родстве с западными охотниками-собирателями, тогда как археологические данные указывали на восточное происхождение производственных технологий. Что говорит о том, что нельзя делать выводы о генетическом составе древней популяции исходя исключительно из материальных археологических свидетельств.

Результаты этой работы открыли для палеогенетиков еще один многообещающий потенциальный «объект» для изучения. Кроме того, древние «жевательные резинки» могут рассказать и о микробиоме полости рта представителей доисторических популяций человека, и дать дополнительную информацию о среде, в которой они жили.

Фото: https://www.flickr.com