Сновидения – лучший способ «очистить» мозг
Медицина

Сновидения – лучший способ «очистить» мозг

Почему животные спят – ведь во время сна мы совершенно беззащитны? Очевидно, сон настолько жизненно важен, что природа игнорирует потенциальную опасность этого состояния, сохраняя его в процессе эволюции. Недавно были обнаружены новые доказательства важности сна для «очищения» мозга, которое происходит, когда мы видим сны

Считается, что сон служит для восстановления мозга после активной работы в состоянии бодрствования. У млекопитающих сон состоит из двух фаз – медленной и быстрой. Биологические изменения, происходящие во время медленного сна, связаны с перестройкой работы эндокринной системы и активацией глимфатической, которая служит для выведения продуктов жизнедеятельности центральной нервной системы млекопитающих.

Одним из внешних признаков быстрого сна служат быстрые движения глазных яблок – именно тогда мы видим сны. А вот о том, какие жизненно важные функции выполняет именно эта фаза, известно немного. Хотя замечено, что уменьшение фазы быстрого сна связано с развитием нейродегенеративных расстройств, таких как болезнь Альцгеймера, которую также ассоциируют со снижением кровотока и с накоплением в головном мозге вредных продуктов метаболизма.

Как известно, интенсивность кровотока в капиллярах мозга имеет решающее значение для обменных процессов, причем она регулируется независимо от периферического кровообращения. Однако до сих пор исследования динамики мозгового кровотока в циклах сна и бодрствования давали противоречивые результаты.

Прояснить этот вопрос взялись японские ученые, которые провели эксперименты на мышах, проследив за движением красных кровяных телец (эритроцитов) в капиллярах мозга, которые питают этот орган и выводят продукты обмена веществ. Оказалось, что во время быстрого сна капиллярный кровоток в коре мозга значительно увеличивается по сравнению с фазой медленного сна и даже бодрствования. Если же мышам не давать спать, то во время «компенсаторного» быстрого сна после вынужденной бессонницы кровоток в капиллярах мозга увеличивался сильнее обычного.

Изучение механизмов, отвечающих за этот эффект, выявило роль системы рецепторов нуклеозида аденозина. Это соединение, образующееся в клетках нервной ткани, действует как сосудорасширяющее, связываясь с рецепторами A2a. Кстати, именно эти рецепторы блокирует кофеин, даря нам чувство бодрости после чашки кофе.

Когда исследователи «выключили» у мышей аденозиновые рецепторы, кровоток во время быстрого сна увеличивался слабее, чем у контрольных животных, причем после экспериментальной бессонницы этот эффект проявился еще нагляднее. А если обычным мышам давали вещество, активирующее работу рецепторов A2a, то мозговой кровоток во время быстрого сна у них усиливался еще больше. Все эти результаты говорят о том, что во время быстрой фазы сна в мозге идет усиленный выброс аденозина, который интенсифицирует кровоток благодаря расширению сосудов, что благоприятно сказывается на обменных процессах.

Эта работа закладывает основу для дальнейших исследований роли аденозиновых рецепторов и, в конечном итоге, может привести к разработке новых методов лечения болезни Альцгеймера.

Фото: https://pixabay.com