2020
Дети и COVID-19 – новые факты
Медицина

Дети и COVID-19 – новые факты

Новая информация о COVID-19 появляется буквально ежедневно. Недавно ученым удалось получить ответ, пусть и неполный, на вопрос, почему дети, в отличие от взрослых, более устойчивы к коронавирусной инфекции

Дети заражаются COVID-19 так же часто, как и взрослые, однако редко болеют тяжело. При этом о механизмах, лежащих в основе этой устойчивости, известно немного.

В поисках разгадки ученые изучили активность работы генов в клетках верхних дыхательных путей здоровых и инфицированных детей в возрасте от 1 месяца до 17 лет, и сравнили эти данные с соответствующими показателями для взрослых людей.

Разительные различия были обнаружены уже в отношении клеток слизистой носа. У здоровых детей, в отличие от таких же взрослых, в слизистой находится повышенное количество иммунных клеток. И их «ответ» на заражение SARS-CoV-2 был более мощным, о чем свидетельствует повышенный уровень активности их генов, кодирующих цитокины и хемокины – белки, участвующие в регуляции иммунных процессов.

Кроме того, именно у детей преимущественно встречались две субпопуляции иммунных клеток, одна из которых относится к цитотоксическим Т-лимфоцитам, способным уничтожать инфицированные вирусом клетки, а другая – к Т-клеткам памяти, которые обеспечивают защиту при повторном заражении.

Но самое важное: у здоровых детей в иммунных и эпителиальных клетках носа более активно работают гены, кодирующие эволюционно очень древние белки иммунной защиты – так называемые паттерн-распознающие рецепторы (PRR). У детей эта активность выше на ранней стадии заболевания, а начиная с 5-го дня болезни становится сопоставима с уровнем у взрослых.

PRR способны распознавать типичные для патогенов молекулярные структуры, такие как нуклеиновые кислоты вирусов или липополисахариды клеточной стенки бактерий, и первыми реагируют на вторжение, запуская неспецифичную защитную реакцию. PRR побуждают зараженные клетки синтезировать интерфероны, которые не только стимулируют иммунитет для борьбы с вирусом, но и подавляют синтез белков в клетках-соседях, таким образом лишая тот же вирус возможности размножаться.

Чтобы экспериментально подтвердить обнаруженную закономерность, исследователи использовали эпителиальные клетки легких человека, в которых синтез одного из белков PRR (MDA5) идет как в слизистой носа взрослого. Когда ученые заражали эти клетки SARS-CoV-2, гены, кодирующие интерфероны, активировались незначительно. Но при экспериментальном повышении уровня MDA5 процесс шел гораздо интенсивнее.

Известно, что клетки могут синтезировать интерфероны в количестве, достаточном для защиты организма, лишь в очень «узкий» промежуток времени – когда вирус размножится в большом количестве, эти противовирусные белки уже не справятся. Поэтому так важна динамика их выделения, и именно по этому параметру дети и взрослые заметно различаются. У детей эпителиальные и иммунные клетки слизистой носа уже как бы заранее подготовлены к распознаванию вирусов, и их иммунная система успевает отреагировать вовремя.

При встрече с SARS-CoV-2 это имеет особое значение, так как сам по себе этот коронавирус не провоцирует интерфероновый ответ, в отличие от других возбудителей ОРВИ. И заведомая «настороженность» белков PRR может иметь решающее значение, помогая детскому организму лучше справляться с болезнью.

Фото: https://pixabay.com