Сперматозоиды и клетки кожи в криобанке – будущее вымирающих северных белых носорогов
Физиология
Северный белый носорог

Почти пятая часть всех видов млекопитающих в мире находится под угрозой исчезновения. Один из них – северный подвид белого носорога. Последний самец по кличке Судан умер в глубоко преклонном возрасте в марте 2018 г. в кенийском заповеднике Ол-Педжета. В живых остались две самки, неспособные выносить потомство

Белый носорог – это огромное и мощное животное, четвертое по величине среди всех сухопутных обитателей планеты. Живут эти носороги в двух удаленных друг от друга районах – в Южной Африке и на севере и северо-востоке Конго и Южного Судана. Вернее, «жили». Еще в 1960 г. численность более крупноразмерного северного подвида превышала две тысячи особей, а сегодня в кенийском заповеднике остались в живых лишь две самки – Наджин и Фату, дочь и внучка почившего Судана.

Спасением северных белых носорогов с помощью современных технологий репродуктивной биологии занялись ученые из Ассоциации Лейбница в рамках проекта BioRescue Федерального министерства образования и научных исследований Германии.

Шанс у носорогов есть. Во-первых, сперматозоиды от нескольких умерших особей хранятся в замороженном виде при температуре жидкого азота. А яйцеклетки можно взять у живых представителей подвида. После процедуры экстракорпорального оплодотворения эмбрионы планируют трансплантировать в матку суррогатной матери – самки южного белого носорога. К сожалению, Наджин и Фату сами слишком стары, чтобы выносить потомство.

Южный подвид белого носорога пока находится вне угрозы вымирания, поэтому именно на нем ученые отрабатывают методику трансплантации носорожьих эмбрионов. В конце мая 2019 г. ученые уже произвели «пробную» трансплантацию эмбриона южного белого носорога в матку самки того же подвида. Пока неясно, прошла ли она удачно, и смог ли эмбрион прикрепиться к слизистой оболочке матки. Суррогатную мать планируют еще раз обследовать и в случае неудачи повторить процедуру.

Еще один подход к решению проблемы – использовать хранящиеся в замороженном виде клетки кожи животных. Эти соматические клетки можно трансформировать в так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и получить из них обыкновенные половые гаметы. Ученым уже удалось таким образом «сделать» из фибробластов кожи клетки различных типов, например, сердечной мышцы.

Использование таких стволовых клеток даст возможность увеличить генетическую изменчивость «возрожденных» северных белых носорогов, что повысит шансы создать здоровую популяцию, способную выжить в дикой природе.

Материал подготовлен по пресс-релизу Агентства мультимедийных коммуникаций «ASV Media»