Таблетка вместо тренировки – для лечения нарушений обмена веществ и ожирения
Медицина
Нормальная мышь (справа) и мыши с мутацией в гене, ответственном за выработку гормона лептина

Таблетка вместо тренировки – для лечения нарушений обмена веществ и ожирения

Недавно ученые протестировали на лабораторных мышах препарат, который повышает обмен веществ и выносливость, «убеждая» мышцы в том, что они интенсивно работают. Это может стать очередным шагом на пути создания средств медикаментозной борьбы с ожирением и сахарным диабетом

Ожирение – это не только косметический дефект, но и предрасполагающий фактор развития воспалительных процессов и провокатор множества заболеваний, включая раксердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет 2-го типа.

При ожирении жир накапливается в том числе и в скелетных мышцах, что ведет к снижению их метаболической эффективности и развитию резистентности к инсулину. В такой ситуации клетки не воспринимают сигналы этого гормона, теряя способность поглощать глюкозу, и в результате этот энергетический субстрат накапливается в крови.

Скелетные мышцы могут использовать два варианта «топлива»: глюкозу при коротких интенсивных нагрузках и жирные кислоты при низкоинтенсивных длительных нагрузках. Физическая активность во втором варианте способствует снижению «жировой нагрузки» на мышцы, что сопровождается улучшением обмена углеводов, включая чувствительность к инсулину, повышением эффективности работы митохондрий – клеточных органелл для производства энергии, и повышением выносливости.

Идея бороться с ожирением с помощью не только физических нагрузок, но и лекарств, не нова. Однако до недавних пор она считалась не слишком реалистичной, так как за «простым» перееданием кроется целый комплекс сложных обменных нарушений, которые не выправишь, нажав на какую-то единственную «кнопку». Эти представления стали меняться после успеха противодиабетических средств на основе семаглутида, которые попутно способствуют снижению веса, уменьшая аппетит и изменяя пищевые предпочтения пациента.

Известно, что при физических нагрузках повышается активность группы регуляторных молекул – так называемых эстрогеноподобных ядерных рецепторов (ERRα, ERRβ и ERRγ). Нужно отметить, что они не имеют никакого отношения к рецепторам женского полового эстрогена, просто структурно с ними схожи. Гены, активность которых регулируют ERR, кодируют белки, участвующие в окислении жирных кислот и способствующие поддержанию нормальной численности и эффективной работе митохондрий.

Неудивительно, что исследователи пытались модифицировать работу этой группы рецепторов с помощью различных препаратов, однако такие попытки давали разные эффекты, в том числе неблагоприятные.

Недавно ученые из США разработали соединение под рабочим названием SLU-PP-332, которое нацелено на все три ERR (главным образом на ERRα). Ученые протестировали препарат на мышах, страдающих ожирением, вызванным перееданием, а также на «мышиных моделях ожирения», связанных с наличием у этих животных мутации в гене, ответственном за выработку лептина, гормона жировой ткани.

Мыши с ожирением получали инъекции SLU-PP-332 дважды в день в течение месяца, после чего оказалось, что они запасали жир с меньшей скоростью, чем контрольные особи, так что в целом даже похудели. При этом потребление корма и физическая активность у них не менялись.

Оказалось, что препарат LU-PP-332 активирует у животных окисление жирных кислот и увеличивает расход энергии аналогично тому, как это происходит во время тренировок на выносливость. В результате обмен веществ у мышей стал более здоровым, накопление жира уменьшилось, а чувствительность к инсулину улучшилась.

В другом эксперименте, где участвовали мыши с нормальным весом, прием LU-PP-332 позволил животным бегать намного дальше и дольше. Кроме того, согласно еще неопубликованным данным, LU-PP-332 способствовал укреплению сердечной мышцы, что потенциально можно использовать при терапии сердечной недостаточности.

Важно, что серьезных побочных эффектов LU-PP-332 пока ученые не наблюдали. Теперь исследователи планируют разработать таблетированную форму препарата и протестировать ее на безопасность на большем количестве животных, после чего можно будет переходить к испытаниям на людях. Если все получится, то речь может идти о создании нового метода лечения нарушений обмена веществ и ожирения.

Фото: https://en.wikipedia.org