
Телегония – миф или реальность?
Ученые из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) во главе с Расселом Бондурянским (Russell Bonduriansky) утверждают, что телегония существует, по крайней мере, у мух-нереид Telostylinus angusticollis. Этот вывод они делают на основе работы, опубликованной еще в 2014 г., в которой ученые исследовали потомство самок мух-нереид, спаривая их c самцами различных размеров. Действительно ли ученые наблюдали явление телегонии или просто вставляют в названия своих работ провокационное слово для привлечения внимания?
Эксперимент с мухами проводился так: сначала неполовозрелых самок спаривали с крупными самцами, а потом, по достижении ими половозрелости, – с мелкими. Либо наоборот, сначала с мелкими самцами, а потом с крупными. Хотя сперма первого самца все это время оставалась в половых путях самки, оплодотворял яйца второй самец (отцовство ученые впоследствии проверяли). При этом, как ни странно, потомки по размеру больше походили на первого самца, который не приходился им отцом.
По-видимому, такой эффект обусловлен веществами, содержащимся в семенной жидкости (часть спермы за вычетом сперматозоидов) первого самца. Это довольно сложный «коктейль», включающий белки (в том числе ферменты и гормоны) и, по словам Бондурянского, «по крайней мере, у людей, мышей, плодовых мух и нематод» – РНК. При этом для нематод и мышей «есть свидетельства того, что эти РНК могут играть определенную роль в период раннего эмбрионального развития», хотя какую именно роль, точно не известно.
Надо пояснить, что размер самца у этих мух зависел не от генетических особенностей, а от интенсивности питания в личиночной стадии. Ученые специально получали крупных или мелких самцов, держа их личинки на различном рационе. Другими словами, размер самца в данном случае – приобретенный признак. Но можно ли называть телегонией передачу приобретенного признака? Ведь мы не будем называть так ситуацию, в которой, например, самец заражает самку каким-то заболеванием, которое впоследствии передается ее детям (тоже приобретенный признак), сколько бы у самки не было после этого партнеров?
Встает также вопрос об эволюционной значимости явления – для чего бы самцу передавать свои признаки чужим детям? Ученые предполагают, что в данном случае мы имеем дело с «манипуляциями» со стороны самок, которые в процессе эволюции «научились» использовать преимущества спаривания с несколькими партнерами – в той части, которая не связана с генетической передачей признаков потомству.
В любом случае, подавляющее количество признаков передается через информацию, закодированную в ДНК, а закономерности, справедливые для мух, совершенно не обязательно имеют хоть какое-то отношение к человеку.
По: http://phys.org/news
Фото: https://commons.wikimedia.org
Подготовила Мария Перепечаева
