Психоделики, обнаруженные в теле цикад, пораженных паразитическим грибом, меняют их сексуальную ориентацию и делают гиперактивными
Представитель обитающих в Северной Америке цикад рода Magicicada

Самцы цикад обычно громко стрекочут, привлекая представителей противоположного пола. Но иногда они начинают щелкать крыльями, имитируя призывное поведение самки, что побуждает других самцов к попыткам совокупления с «певцом». Этот феномен не связан со склонностью цикад к гомосексуализму: насекомыми «дирижируют» наркотические вещества, выделяемые паразитическим грибом

Цикады, обычные обитатели тропиков, относятся к полужесткокрылым насекомым. Они отличаются своим необычным внешним видом и самым громким «пением» среди всех насекомых, а также, по отзывам местных жителей, отличным вкусом и питательностью.

Взрослые цикады живут недолго – лишь несколько недель, и тратят все это время на размножение. Самец, оплодотворив самку, обычно погибает, а самка еще успевает отложить яйца, из которых вылупятся личинки, которые могут жить под землей от года (у однолетних видов) до 13 и даже 17 лет! Таким длинным жизненным циклом отличаются представители рода Magicicada, обитающие в Северной Америке. Когда личинка после такого длительного подземного заключения выходит наружу, чтобы превратиться во взрослую особь, на поверхности ее могут поджидать споры грибка Massospora. Этот род содержит более десятка патогенных видов, инфицирующих около двух десятков видов цикад.

17-летняя периодическая цикада рода Magicicada

Тело зараженного насекомого становится инкубатором, где в конце концов накапливается и созревает такое множество грибных спор, что задняя часть брюшка начинает лопаться. Правда, на жизнедеятельности насекомых это не слишком отражается – более того, они становятся гиперактивными. Выход грибка наружу может происходить при полете, а также совокуплении. Меняя половое поведение зараженных цикад, паразит заставляет их спариваться намного активнее, чем обычно, даже когда их брюшко начинает разрушаться, выпуская наружу грибные споры. А самцы при этом могут еще и демонстрировать типичные признаки женского поведения, привлекая щелканьем крыльев мужских особей.

Подобное взаимодействие между паразитом и хозяином – не единичный случай в мире насекомых. Так, некоторые паразитические грибы вызывают у этих организмов так называемую вершинную болезнь. Например, гриб Entomophaga grylli, прорастая в теле кузнечика, «заставляет» его перед смертью забраться повыше и принять позу, способствующую рассеянию спор. Но такое глубокое воздействие на поведение, которое оказывают грибы рода Massospora, встречается редко.

Для того, чтобы выяснить механизмы такого феноменального воздействия паразита на хозяина, ученые из нескольких американских институтов исследовали здоровых и больных особей разных видов цикад, зараженных разными видами Massospora

Из тел больных насекомых рода Magicicada удалось выделить алкалоид катинон, вещество из класса амфетаминов, который был впервые обнаружен в листьях кустарника ката. Предполагается, что именно это психотропное вещество отвечает за чрезмерное «половое возбуждение» зараженных цикад. У двух других видов цикад был обнаружен другой психоделик – знаменитый галлюциноген псилоцибин, содержащийся в разных видах грибов, который люди на протяжении тысячелетий использовали для врачевания и мистических практик.

Однако ответить на все вопросы, которые «задали» ученым цикады, пока не удалось. В частности, пока не удалось понять, что заставляет самцов имитировать брачное поведение самки. Каковы метаболические пути и ферменты, которые могли бы отвечать за синтез психоактивных веществ в клетках паразита либо хозяина, каким образом они попадают в организм цикады, какие гормональные изменения в нем вызывают – пока остается тайной.

Фото: https://www.flickr.com и https://www.flickr.com