Только когда хищник скроется из виду, орангутаны «рассказывают» о нем своим детям
Суматранский орангутан в Честерском зоопарке (Великобритания)

Многие млекопитающие и птицы в случае опасности подают сигналы тревоги. При этом они могут сообщать не только о появлении хищника, но и о его размерах, степени опасности, о расстоянии, на котором он находится. Орангутаны, одни из наиболее близких человеку приматов, также реагируют на хищников, издавая специфические звуки. Однако недавно выяснилось, что они поднимают тревогу лишь после того, как враг скрылся из виду

Одна из особенностей языкового общения у людей – способность говорить о том, чего нет в пределах видимости или в настоящем, т.е. о прошлом или будущем. Считалось, что животные так не умеют (коммуникацию у пчел сегодня рассматривают как другой процесс). Хотя было известно, что такие обезьяны, как верветки, иногда издают сигналы тревоги и в отсутствие хищников, ученые интерпретируют это явление как реакцию на другие раздражители или даже как тактическую уловку. Известно также, что в неволе некоторые обезьяны демонстрируют соответствующие способности, однако это приписывается влиянию человека.

Недавно ученые из Сент-Эндрюсского университета (Великобритания) исследовали поведение орангутанов (Pongo abelii), обитающих в лесах Суматры. Исследователи изображали из себя хищников, задрапировавшись в покрывала соответствующей окраски и передвигаясь на четвереньках под деревьями, на которых сидели самки орангутанов со своими детенышами.

Через две минуты после того, как обезьяны замечали «хищника», люди исчезали из поля зрения обезьян, продолжая незаметное наблюдение. Так исследователи «разыграли» семь особей, некоторых по нескольку раз, что составило в общей сложности 24 экспериментальных эпизода. Вопреки ожиданиям, мамы-орангутанихи не сразу поднимали тревогу, как это делают другие виды обезьян, но молча брали своих детей и забирались повыше на деревья. В половине случаев они вообще не издавали криков, а в остальных они делали это спустя примерно 7 минут после того, как «хищник» ушел. Одна же самка подняла шум только через 17 минут!

По мнению ученых, подобную задержку нельзя объяснить сильным испугом животных, потому что в остальном они реагировали быстро и четко, причем как молодые, так и более «возрастные» и опытные. Также маловероятно, что обезьяны хотели предупредить своих сородичей, так как орангутаны живут обособленно, да и другие особи, явно слышавшие эти крики, никак на них не реагировали.

Более вероятно, что обезьяны не хотели привлекать внимание находящегося близко хищника, но затем «рассказывали» о нем своим детенышам и показывали, как нужно правильно реагировать. Так как исследователи изучают эту популяцию орангутанов уже давно и хорошо знакомы со всеми особями, они заметили, что обезьяны начинали кричать тем раньше, чем младше было их потомство. Так, у орангутанихи, которая начала издавать сигнал тревоги только через 17 минут, был великовозрастный девятилетний ребенок.

По мнению ученых, подросшие обезьянки уже сталкивались с подобными ситуациями и неплохо «знают», как вести себя, когда под деревом мелькает полосатая тигриная шкура. Зато младшие, наблюдая за действиями мамы, учатся на ее примере.

Правда, существует еще одна возможность, о которой экспериментаторы не подумали. Может быть, орангутаны просто просили детей не брать пример со странных бледнолицых, неуклюже крадущихся под деревьями, и при этом были слишком хорошо воспитаны, чтобы делать замечания прямо у них на глазах.

Фото: https://www.geograph.org.uk