В депрессии и плохом настроении виновата не тяжелая жизнь, а кишечная микрофлора?
Медицина

Тот факт, что в своем теле мы не одиноки, общепризнан: мы делим его с огромным числом микроорганизмов, живущих с нами в симбиозе, которые и составляют человеческий микробиом. Неудивительно, что эти знания породили волну исследований взаимодействий между макро- и микроорганизмами и их влияния на здоровье человека. Судя по недавним исследованиям, микробы обитают не только в нашем кишечнике, половых органах и на коже, но даже, возможно, и в самом мозге! Но даже если это не так, наши микроскопические сожители могут влиять на происходящие в мозге процессы опосредованно

Имеющиеся на сегодня данные о влиянии на работу мозга бактериальных продуктов обмена веществ получены, преимущественно, в экспериментах на лабораторных мышах. У них действительно была выявлена связь между составом кишечной микрофлоры и поведением. Эти данные были подтверждены в пилотных исследованиях на людях, у которых также была обнаружена корреляция между микробиомом кишечного тракта и развитием депрессивных состояний. Однако эти выводы были сделаны на основе анализа небольшой выборки.

Недавно ученые из Бельгии и Нидерландов опубликовали результаты первой крупной работы на эту тему, в которой в качестве испытуемых приняли участие более 2 тыс. человек: 1054 бельгийцев и 1064 голландцев. У всех участников исследовали состав микрофлоры кишечника и проводили психологическое обследование с помощью теста по оценке качества жизни (опросник Quality of Life Questionnaire). У части испытуемых уже имелся официальный диагноз «депрессивное расстройство», а еще одна часть продемонстрировала показатели в психологических тестах, свидетельствующие о пониженном настроении.

Сначала исследование было выполнено на бельгийцах, а затем полученные результаты проверили на жителях Нидерландов. В обоих случаях была получена схожая картина. Анализ всех данных показал, что у испытуемых с депрессией и просто недовольных жизнью в кишечнике содержалось меньше бактерий родов Coprococcus и Dialister, чем у обычных людей, причем эти отличия не зависели от пола и возраста человека.

Затем ученые решили выяснить, какие из химических соединений, связанных с обменом веществ бактерий, могут напрямую воздействовать на мозг человека. Для этого был составлен список из нескольких десятков соединений, важных для хорошей работы нервной системы, а затем были проанализированы геномы нескольких сотен таксонов микроорганизмов, составляющих кишечный микробиом. В результате у этих бактерий было выявлено несколько генных структур, связанных с метаболизмом нейроактивных соединений. Важно то, что таких структур у кишечных бактерий человека оказалось намного больше, чем у родственных свободноживущих микроорганизмов.

На следующем этапе исследователи выявили генные ассоциации, позволившие установить причастность копрококкусов к метаболизму нейромедиатора дофамина. А, как известно, неправильная работа дофаминовой системы связана с депрессивными состояниями. Кроме того, копрококки производят бутираты, противовоспалительные соли масляной кислоты. Интересно, что у людей, страдающих депрессией, ранее было обнаружено и увеличение числа бактерий, ассоциированных с воспалительным заболеванием кишечника – болезнью Крона, а само возникновение депрессии связывают с воспалительными процессами в мозге.

Конечно, имеющиеся на сегодня данные не позволяют исследователям однозначно ответить на вопрос: что первично – изменение микробиома или проблемы с психикой? Как и обозначить метод доставки, с помощью которого химические соединения, вырабатываемые в кишечнике, достигают мозга. Может быть, таким каналом служит блуждающий нерв, который связывает два этих органа. Тем не менее такие исследования в перспективе могут привести к созданию новых методов лечения депрессии.

Сегодня некоторые врачи и медицинские компании уже пробуют различные пробиотики, содержащие живые микроорганизмы, в терапии депрессивных состояний, хотя они обычно не содержат бактерии родов Coprococcus и Dialister. А ученые из Базельского университета (Швейцария) начали клинические испытания фекальной пересадки (введения в кишечник фекальной микрофлоры от здорового донора) как способа терапии психического здоровья. В ходе этой работы будет проведен мониторинг психического состояния и состава микробиома у группы из 40 больных депрессией. Здесь можно добавить, что фекотрансплантация в последние годы получила широкое распространение в США как метод борьбы с тяжелой, не поддающейся медикаментозному лечению диареей. Однако в европейских странах она пока пользуется меньшей популярностью; в России ее впервые начали применять в новосибирском Центре новых медицинских технологий.

Ученые сходятся во мнении, что для понимания связи между нашим душевным здоровьем и состоянием микробиома потребуется еще много работы, хотя новые результаты служат серьезным шагом в этом направлении.

Фото: https://www.maxpixel.net