Вороны умеют получать удовольствие от решения сложных задач

Вороны умеют получать удовольствие от решения сложных задач

Люди способны получать удовольствие от каких-либо действий просто потому что они им нравятся. Это могут быть занятия спортом, разнообразные хобби, да и просто интересная работа, даже если она не приносит денег. До последнего времени считалось, что мотивация животных, в отличие от людей, исключительно прагматична. Однако, как выяснили ученые, использование инструментов дикими новокаледонскими воронами делает их «оптимистичнее»

Использование инструментов в животном мире не редкость – шимпанзе разбивают камнями орехи и собирают на палки муравьев, слоны отгоняют ветками мух, морские выдры разбивают камнями раковины моллюсков. Новокаледонские вороны – умные птицы, способные не только использовать орудия, но и сами их создавать и совершенствовать.

Исследования, в которых предпринимаются попытки выяснить, получают ли животные удовольствие от выполнения подобных действий, часто критикуют за чрезмерный антропоморфизм, и их немного. Две работы, выполненные на собаках, дали неоднозначные результаты.

На этот раз ученые использовали тест, с помощью которого можно выяснить отношение испытуемых (ими стали новокаледонские вороны) к неоднозначному стимулу в зависимости от их состояния. Смысл теста аналогичен тому, что благодаря своим различным внутренним состояниям оптимист и пессимист воспринимают один и тот же стакан с водой как наполовину полный или наполовину пустой.

Воронов обучили, что, если коробка с угощением стоит на одной стороне стола, в ней больше мяса, а если на другой – меньше. Птицы устремлялись к коробке быстрее, если ожидали найти в ней обильное угощение, и медленнее, если более скудное. Затем коробку поставили в центре стола, и птицы могли только «предполагать», много там еды или мало. Вороны, которые в этом случае устремлялись к коробке быстрее, видимо, ожидали получить много еды, поэтому их можно назвать более «оптимистичными» или считать, что у них хорошее «настроение» по сравнению с «пессимистами», то есть теми, кто устремлялся к коробке медленнее, не ожидая получить много еды.

Подобный тест уже использовали в исследованиях, в которых тем или иным способом изменяли условия жизни животного, и показывали уменьшение «оптимизма» у пекари, если они попадают в ловушку, у телят, разлученных с матерями, у пчел и мух при тряске, у воронов при наблюдении за соплеменниками, чувствующими себя неважно. А крысы, которых щекотали, издавали звуки, аналогичные человеческому смеху, и их «настроение» поднималось.

После обучения птиц с помощью теста с коробкой, ученые приступили к следующему этапу эксперимента. Все вороны должны были извлекать угощение из специального устройства. Причем в одном случае они могли сделать это клювом, в другом – только с помощью палочки. После этого птицы выполняли тест на неоднозначный стимул, то есть, приближались к уже знакомой коробке с мясом, поставленной на середину стола. Ученые сравнивали время, потраченное птицами на приближение к коробке после работы в предыдущем эксперименте клювом, и время приближения к коробке после эксперимента по доставанию угощения палочкой.

Выяснилось, что после выполнения задания с использованием палочки птицы в среднем быстрее добирались до угощения в стоящей в центре стола коробке, то есть, они более «оптимистично» смотрели на вероятность того, что угощения будет много.

Чтобы убедиться, что на уровень «оптимизма» повлияла именно работа палочкой, а не просто сложность задачи, ученые провели еще один эксперимент. Одни вороны могли съесть кусочки мяса, которые лежали в одном месте комнаты, другие решали более сложную задачу – им приходилось собирать угощение в разных углах комнаты в пределах видимости птиц. После этого все они выполняли тест на неоднозначный стимул. Более «оптимистичными» оказались птицы, которые в предыдущем эксперименте получили пищу без усилий.

Это подтверждает, что именно использование инструмента поднимало птицам «настроение». Удивительно, но вороны действительно способны получать удовольствие от самого факта сложного поведения, и такая мотивация может быть фундаментальной причиной эволюции использования орудий.

А на практике можно попробовать поднимать «настроение» животным, содержащимся в неволе, предлагая им решать сложные задачки.

Фото: https://www.nicepik.com